Приложение МААМ

Значение физической культуры в воспитании личности

Чебанова Екатерина
Значение физической культуры в воспитании личности
▼ Скачать + Заказать документы

Значение физической культуры в воспитании личности

Чебанова Е. В.

Ставропольский государственный педагогический институт

г. Железноводск

Научный руководитель:

Оробинская Алла Николаевна

Ставропольский государственный педагогический институт

г. Железноводск

Публикация «Значение физической культуры в воспитании личности» размещена в разделах

Аннотация: в статье рассмотрены функции физической культуры в воспитании человека. Показана роль физической культуры в поддержании здорового образа жизни, в открытии новых возможностей для реализации силы и таланта.

Ключевые слова: ценности; культура; здоровье; спорт; личность; физическая культура.

Неотъемлемой частью культуры общества с давних времен является спорт и физическая культура. На современном этапе развития личности человека прослеживается важность данных видов деятельности. Ведение здорового образа жизни является залогом успешности людей, тем самым формируя устойчивые качества.

Исторически сложилась следующая картина становления значимости для человека физической культуры : молодое поколение нуждается в постоянной поддержке физической формы. В связи с пониманием общества и совершенствованием систем воспитания и образования, физическая культура становилась базовым видом культуры, которая не просто формирует двигательные умения и навыки, но и моральные качества, силу воли и т. д. На сегодняшний день с уверенностью можно сказать, что физическая культура сопровождает человека на протяжении всей его жизни [1].

Государственная политика направлена на развитие здорового образа жизни, формирования положительного отношения к занятиям физической культуры и спорта. В разделы федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, начального образования, основного общего образования включена программа формирования здорового образа жизни.

Проблема исследования заключается в том, что в связи со стремительным развитием информационно-коммуникативных технологий, социальных сетей и сети Интернет, занятия физической культурой вытесняются на «второй план», ставя на «чашу весов» гаджеты или спорт, дети всё чаще предпочитают первое [2].

В науке существуют три основных причины, объясняющих влияние занятий физической культурой на успехи человека, рассмотрим их:

1. Здоровье: занятием физической культурой улучшается и укрепляется здоровье. Люди, занятые спортом, полны сил и энергии, необходимых для работы практически в любой сфере. 2. Разрабатываются волевые качества, спортом воспитывается человек, он делается упорней и внимательней.

3. Приобретается психологическая разрядка, что является отличным способом управления стрессами. Накопившиеся негативные эмоции в человеке выплескиваются равно как накопившийся эмоциональный груз. Это бережёт психическое здоровье, повышается стрессоустойчивость и продуктивность решения конфликтных ситуаций [3].

На современном этапе развития общества человеку должно быть присуще не только активность, конкурентоспособность, но и физически сильное тело и дух. Формирование такой личности происходит благодаря воздействию на него внутренних и внешних факторов. В современном обществе с появлением новой техники и технологий имеет место сокращение двигательной активности людей и одновременно усиление влияния на организм неблагоприятных факторов, таких как загрязнение окружающей среды, неправильное питание, стрессы. Кроме того, снижается иммунитет, что влечет за собой значительную восприимчивость к инфекционным болезням.

В настоящее время число людей с разнообразными заболеваниями растёт, так что снижение двигательной активности является актуальной проблемой. Физическая культура и спорт является одними из наиболее значимых факторов укрепления и сохранения здоровья.

Занятия физической культурой необходимы человеку во все периоды его жизни. В детском и юношеском возрасте они способствуют слаженному развитию организма. У взрослых — увеличивают работоспособность и сохраняют здоровье. У пожилых, наряду с этим, задерживают неблагоприятные возрастные изменения [1].

Не стоит забывать, что состояние здоровья – основа жизнедеятельности, оно оказывает прямое воздействие на физическое, социальное и моральное развитие, на трудовую активность, творчество и успехи. Для обладания всеми вышесказанными качествами, укрепления и сохранения здоровья необходимо занятие физической культурой [4].

Физическая культура служит мощным и эффективным средством, способствует физическому воспитанию и всестороннему развитию личности. На занятиях физической культурой личность не только совершенствует свои физические умение и навыки, но и воспитываются волевые и нравственные качества. Следовательно, физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, во многом определяет поведение человека в учебе, в быту, в общении, на рабочем месте, способствует решению различных жизненных задач [3].

Отечественные педагоги и психологи отмечают в своих исследованиях значимость занятий физической культурой при становлении личности школьника. Так как на занятиях, уроках по данному предмету педагоги формируют у детей нравственную ценность, силу воли, стремления двигаться к цели, к поставленным задачам, достигать результат, выбирать методы. К сожалению, дети чаще всего занимаются физической культурой в стенах образовательной организации, забываю или «не находя» времени вовне. Становление личности человека зарождается именно в данный возрастной промежуток, поэтому указанные выше качества очень необходимы. Внутренним фактором становления личности выступает то, что внутренним убеждениям, стремлениям, мотивам, целям, формируемым в сознании людей, уделяется особенное внимание, от его волевых качеств, стремлений идти вперед, стать лидером, выступать какой-то частью коллектива – эти качества, формируются на занятиях физической культурой [2].

Во время занятий физической культурой в детских образовательных организациях у детей дошкольного возраста развиваются нравственные качества. У дошкольников формируются социально значимые качества : отношение к старшим, сверстникам, родителям, к обществу, к самому себе; приходит осознанность нравственного воспитания, определения составляющих главных качеств личности человека. Педагоги уже в дошкольном возрасте определяют содержание нравственного развития, определяют нормы морали.

Педагоги, проводя занятия по физической культуре, делают упор не только на физическое, но и на психическое развитие детей дошкольного возраста. Данные занятия оказывают благоприятное воздействие на воспитание у детей эмоционального отклика на физическую активность и возможность взаимодействовать, общаться со сверстниками. Не стоит забывать о значимости родителей в пропаганде здорового образа жизни и тесном взаимодействии их с педагогами ДОО. Основная задача родителей и воспитателей заключается в том, чтобы объяснить и показать наглядным примером правильное отношение к своему организму, прививать не только санитарно-гигиенические навыки, но и учить с раннего возраста вести здоровый образ жизни: закаливание, правильное питание, гигиена, спорт и т. д.

В образовательной области «Физическое развитие» программы дошкольной образовательной организации важную роль играет изучение ребенком своего организма, функций органов, составляющих здорового образа жизни, оценивание своих спортивных способностей, осознание ответственности за свое состояние здоровья, а также улучшения своего самочувствия посредством физических упражнений.

Педагоги-практики выделяют следующие виды деятельности, которые повышают интерес к занятиям физической культуры и спортом в целом, рассмотрим их:

- спортивные соревнования вместе с родителями («Мама, папа, я – спортивная семья», «А ну-ка девочки!», «А ну-ка мальчики!», «Веселые старты и т. д.);

- подвижные игры на свежем воздухе со спортивным инвентарем;

- утренняя гимнастика с использованием звукового сопровождения;

- физкультурные досуги и многое другое.

Отечественными педагогами и психологами разработаны условия, которые эффективно сказываются на становлении физического развития дошкольников:

- актуальность и новизна подобранных методов и средств обучения;

- сочетание традиционных и нетрадиционных методов физического развития дошкольников;

- тесное взаимодействие с родителями воспитанников;

- создание благоприятной атмосферы на занятиях по физической культуре;

- доверительное отношение педагог-ребенок дошкольного возраста.

Таким образом, спорт и физическая культура являются многофункциональным механизмом оздоровления людей, самореализации человека, его самовыражения и развития. Поэтому в последнее время место физкультуры и спорта в системе ценностей человека и современной культуры резко увеличилось.

Список литературы:

1. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М. : Аспект Пресс, 2005. — 127 c.

2. Аршавский И. А. К теории индивидуального развития (Биофизические аспекты) // Биофизика. — 1991.— Т. 36. — № 5. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL : https://www.rusnauka.com/ (дата обращения 05.11.2019).

3. Готовцев П. И., Дубровский В. И. Самоконтроль при занятиях физической культурой. М. : Физкультура и спорт, 1984 г. — 32 с.

4. Шириязданова Ю. А. Значение физической культуры и спорта в жизни человека // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXIII междунар. студ. науч. -практ. конф. № 6(33). URL : https://sibac.info/archive/guman/6(33).pdf ( дата обращения: 05.11.2019)

Публикации по теме:

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Значение совместных занятий физической культурой. Рекомендации для педагогов Организация совместных мероприятий в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) является одной из форм взаимодействия с родителями.

Игра в воспитании экологической культуры дошкольниковИгра в воспитании экологической культуры дошкольников Бережное отношение к природе, формирование экологической культуры и природоохранного сознания надо воспитывать у детей с раннего детства.

Картотека игр по интеграции видов детской деятельности и физической культуры. Речевая деятельность РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Речевые упражнения со спортивным инвентарём. «Назови спортсмена» (с мячом). Цель: Закреплять знания детей о спорте.

Значение подвижных игр в воспитании личностных качеств ребенка дошкольника Нередко взрослые люди недоумевают: откуда у детей столько энергии и жажды деятельности? Как они могут бегать и скакать дни напролет? Все.

Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей»Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей» У хозяев в каждом доме Есть что-то такое, что всем дорогое. О прошлом семьи расскажет оно, О том, что в семье это было давно. Семейной.

Повышение интереса к урокам физической культуры у младших школьников Повышение интереса к урокам физической культуры у младших школьниковВ общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание.

Роль физической культуры в системе современного школьного образования В настоящее время отмечается существенное изменение российского образования, которое требует активных преобразований в сфере физического.

Семинар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчётСеминар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчёт 23 марта на базе нашего детского сада был проведён семинар-практикум по теме "Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного.

Значение применения лестниц координации для детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре в ДОУЗначение применения лестниц координации для детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре в ДОУ В нашем дошкольном учреждении активно применяются лестницы координации на занятиях по физической культуре, утренней гимнастике, досугах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение физической культуры в воспитании личности
Опубликовано: 21 января 2022 в 08:09
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение физической культуры в воспитании личности» (включая файлы) размещена пользователем Чебанова Екатерина (УИ 2881174) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД