Елена Борисова
Значение духовно-нравственного воспитания в формировании личности ребёнка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание – понятие многогранное, имеющее в своем содержании, иерархическую систему ценностных ориентиров личности. В дошкольном возрасте происходит активное накопление социального опыта ребенка, в котором происходит первичная ориентация всей будущей жизни. Повышенная эмоциональность детей, их доверчивость, открытость, отзывчивость позволяют считать этот период сензитивным и исключительно важным для духовно- нравственного воспитания. Особый интерес представляют исследования, в которых приобщение ребенка к системе духовно-нравственных ценностей происходит в процессе освоения представлений о мире и о месте человека в нем (А. С. Алексеевой, М. В. Махортовой, О. М. Потаповской и др.).
Темочки:
Осмысление духовно-нравственного воспитания дошкольников позволяет формулировать его особенности, которые заключаются в обретении дошкольниками нравственно ориентированных отношений и духовного опыта в различении добра и зла в ближайшем социальном окружении, обращение детей к духовной жизни, начиная с внутреннего (эмоционально-сердечного) самосознания и нравственного самоопределения, становления нравственной позиции и нравственного поведения.
Основной целью воспитания признается воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного и духовного опыта, ос- нованного на традициях отечественной духовной культуры. М. Б. Зацепина выделяет задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, которые со- стоят в: приобщении ребенка к традиционным ценностям, формировании граждан- ского самосознания, любви к Родине и народу; охране и укреплении душевного, ду- ховного и физического здоровья; создании одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка [2]. В дошкольных учреждениях с этнокультурным русским компонентом образования возможно решение сложной задачи: формирования уклада жизни, соответствующего духовно-нравственным тра- дициям русского народа. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев бе- резы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев.
Р. С. Буре считает: «Воспитание детей без духовно - нравственной основы неполноценно, более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без чётких представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых, потому что мы не заботимся о самом важном в развитии ребёнка - питании его души. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства» [1, с. 32].
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
В области воспитания дошкольников всесторонне был исследован процесс формирования духовно-нравственных основ. Понятия «нравственный» и «духовный» определяются следующим образом. Так, С. Я. Рубинштейн считает, что «духовность» - это состояние близости души, внутреннего мира человека» [5, с. 38]. Р. С. Буре полагает, что «нравственность» - это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести» [1, с. 17]. Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям, но какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного об- разования определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста: формирование начал патриотизма и гражданственности; формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе; формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; уважение к своей нации; понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа; уважение к представителям других национальностей; формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений. Поставлен- ные задачи могут реализовываться через следующие формы воспитательно-образовательного процесса : организованная образовательная деятельность; педагогические проекты; мастер-классы; творческие объединения педагогов; кружковая дея- тельность; досуги, развлечения; экскурсии; конкурсы, выставки. Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные и интересные ему.
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в дошкольных организациях с учетом национальных и региональных особенно- стей. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Прежде всего, духовно-нравственное воспитание и развитие личности начинается в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. По мнению Л. Ф. Островской, в нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей, конкретные факты из жизни старших членов семьи. Поэтому, для высоких результатов воспитания духовной личности, педагогами дошкольных учреждений планируется разнообразная работа с родителями: беседы, консультации, совместная подготовка и участие на детских праздниках и развлечениях [3].
В формировании нового человека исключительно велико значение духовно- нравственного воспитания. И большая роль в этом принадлежит дошкольным учреждениям, педагогам. Вся воспитательная работа ДОО должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия, слова и дела. Задача нравственного воспитания - сформировать у ребенка понимание каждого человека, как наивысшую ценность и относиться к нему соответственно этому. Важно с первых шагов общения малыша с окружающими научить его почитать каждого человека - взрослого или сверстника, «чужого» или «своего» - всех, чтобы к людям ребенок относился внимательно, бережно, умел считаться с их мнением.
Основа подлинного уважения к людям у малышей - любовь и искреннее уважение ко всем. И только дети, выросшие в духе такого отношения, будут уважать и своих родителей - это азбука воспитания. Потехина Н. пишет: «Чтобы воспитать в ребенке уважительное отношение к людям, нужно соблюсти еще одно важнейшее условие: уважать ребенка, видеть в нем личность» [4, с. 52]. Детские психологи специально исследовали образование таких понятий у ребенка, как «хорошо» и «плохо», и пришли к выводу, что «хорошо» для ребенка - это то, что интересно и завлекательно. Это соединение понятий «хорошо» и «приятно» характерно только для раннего возраста. Постепенно ребенок приобретает опыт, и теперь уже он считает, что «хорошо» - это то, за что хвалят. Если он выполняет поручение и его за это хвалят, он думает, что поступил правильно, хорошо. И наоборот, если его ругают или наказывают, значит, он поступил плохо. Неприятные ощущения ассоциируются с понятием «плохо».
Уважение к человеку, как фундаментальное моральное качество, проявляется во взаимоотношениях людей деликатностью, тактичностью, вежливостью, доброжелательностью. Воспитание в ребенке уважения к людям - надежная гарантия от высокомерия, зазнайства. Ребенок должен чувствовать себя как равный - среди равных. Не менее ценно такое моральное качество как скромность. Скромный человек всегда уважительно относится к другим людям, кем бы он ни был, каких бы успехов ни добился. Сухомлинский В. А. говорил: «Хочешь узнать человека - испытай его славой, богатством и властью» [6, с. 48]. Не менее ценными моральными качествами являются честность, правдивость, искренность в основе которых, так же любовь и уважение к человеку. Воспитать прекрасные моральные качества в детях - благородная задача родителей и педагогов.
Таким образом, каждая дошкольная организация, разрабатывая основную общеобразовательную программу, должна включать задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и согласовывать их с родителями (законными представителями) детей, посещающих детский сад. В соответствии с целевыми ориентирами духовно-нравственная культура дошкольников складывается из установки положительного отношения к миру; способности оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам; адекватного проявления своих чувств во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.