Получи документы

Значение духовно-нравственного воспитания в формировании личности дошкольника

Светлана Крайнова
Значение духовно-нравственного воспитания в формировании личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Крайнова Светлана Евгеньевна

Музыкальный руководитель

МБДОУ №72, г. Белгорода

ЗНАЧЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества.

Публикация «Значение духовно-нравственного воспитания в формировании личности дошкольника» размещена в разделах

Нравственное воспитание включает в себя такие задачи, как: формирование у человека сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать своё поведение с интересами общества, превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, формирование культуры поведения как одного из главных проявлений уважения человека к людям, формирование нравственных привычек.

А что же такое духовность? Духовность – это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. К духовным ценностям мы относим веру, любовь к своему Отечеству, приобщение к традиционной культуре своего народа. На сегодняшний день очень тревожит, что у большинства молодёжи нет сострадания и уважения к старшему поколению, нарушился уклад семейной жизни, можно наблюдать чёрствость взаимоотношений между людьми, материальные ценности доминируют над духовными. Выход из создавшегося положения один – возрождение и воспитание нравственности, духовных основ общества в целом и формирования духовного начала в наших детях.

Самое важное время для воспитания человека и формирования его личности – это ранее детство, так как это самый эмоциональный и восприимчивый период жизни, время активного познания мира и человеческих отношений. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается ребёнку в первые годы его жизни. Духовно-нравственное воспитание - проблема комплексная и решить её можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как детей, так и взрослых.

В дошкольном возрасте в развитии и поведении ребёнка определяющее значение имеет семья. Она закладывает основы его отношения к миру, подготавливает его к жизни в обществе, поэтому взаимоотношения дошкольника с взрослыми в семье во многом определяют его характер и то, что принято сейчас называть благополучной социализацией.

Нарушения взаимоотношений детей дошкольного возраста с родителями могут привести к серьёзным искажениям в развитии нравственной сферы личности ребёнка, к нарушениям в его поведении. Практика показывает, что более правильно развиваются дети, родители которых умеют поддерживать в семье благоприятный психологический микроклимат, служат для них примером трудолюбия, доброжелательности, порядочности.

В свою очередь, мы - педагоги, работающие с детьми в дошкольных образовательных учреждениях, несём тоже большую ответственность за воспитание подрастающего поколения. Поэтому каждому из нас на своём месте надо в первую очередь направить все силы на воспитание нравственных качеств будущих личностей. Пример воспитателя увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно, когда воспитанники убедятся, что между его словом и делом нет расхождений, ко всем он относится ровно и доброжелательно. Важно использовать в работе такой метод воспитания, как психологическая поддержка. Необходимо сосредотачиваться на позитивных сторонах и преимуществах ребёнка с целью укрепления самооценки, чтобы ребёнок мог поверить в себя и в свои способности. Поддерживаем ребёнка при любых неудачах, помогаем ему осознать, что в него верят.

Со своими воспитанниками проводим беседы о семье: «Семья - наша защита», «Семья - самое ценное в жизни человека», «Родные люди - самые дорогие люди», «Дерево держится корнями, а человек семьёй». Стараемся подвести детей к пониманию того, почему нужно беречь родных, что разрушает семью (ссора, непослушание, неправильные поступки, обиды, лень, что созидает семью (любовь, терпение, уважение, взаимопомощь). Необходимо организовывать знакомство с основными правилами почитания и уважения старших, объяснять, что такое совесть и что именно она подсказывает нам, как поступить в трудной ситуации, знакомить с понятием «милосердие» (помочь нуждающемуся, утешить обиженного, развеселить печального).

В нашем ДОУ ведется следующая работа: принимали с дошкольниками участие в изготовлении подарков для детей детских домов и для детей –инвалидов. В обсуждении различных жизненных ситуаций между людьми, выясняли, что такое «Жестокость» (нет жалости, сочувствия, любви). Способствовали тому, чтобы дети сами высказывали своё негативное поведение к тому или иному поступку. Давали понятия таким человеческим качествам, как зависть и доброжелательство. Обучали дошкольников, как приучить себя не завидовать другим. Объясняли, что такое «правдивость», почему нельзя обманывать и какие могут быть последствия правдивых и лживых поступков.

Нравственные качества личности не формируются без насущной жизненной необходимости. Поэтому с детьми организовываем ситуации конфликтного столкновения нравственных позиций и даем возможность пережить и почувствовать на себе последствия нарушений нравственных норм. Тогда древняя истина «Поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе» - приобретает понятный и конкретный смысл. Считаем, что вся эта работа способствует формированию будущей полноценной личности человека.

Также использую такой метод работы, как рассказ на этическую тему, где эмоционально излагаю конкретные факты и события, имеющие нравственное содержание. Такой эмоциональный рассказ вызывает у дошкольников положительное отношение к поступкам, влияет на поведение детей. Рассказ служит способом использования положительного примера в воспитании – это его главная функция. Этические рассказы помогают дошкольникам занять твёрдую нравственную позицию. Основным способом обмена мыслями является диалог - это универсальная форма информационного воздействия на сознание, формирование определённых взглядов, мотивов, чувств. Ребёнок во время воспитательного процесса ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Моральные ситуации имеют значение только тогда, когда они не носят обучающего или контролирующего значения. Отношение детей к своим обязанностям, сверстникам, старшим людям - это результат нравственного воспитания.

Во время чтения художественной литературы: рассказов, стихотворений, сказок, анализ нравственных поступков героев помогает детям правильно оценивать поступки людей.

Смысл работы по духовно-нравственному становлению личности ребёнка состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

Когда будет нравственное воспитание, ребёнок непременно воспримет правила культурного поведения из его окружающей среды и возьмёт пример со своих родителей…. Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность. Не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания….

Литература:

1. Мулько И. Ф. Социально - нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. М. : 2004, – 96с.

2. Островская Л. Ф., Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. М: Просвещение, 1987. – 144с.

3. Боре Р. С. Социально – нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие, М. : Мозаика синтез, 2011. – 80с.

4. Маркова В. Н. Нравственное воспитание в отечественной педагогике // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 12.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей»Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей» Рождество Христово – великий праздник, замыкающий церковный год, но в то же время – новый год открывающий. Наряду с Новым годом, Рождество.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Консультация для родителей «Привычки в формировании личности» Что такое привычка? Привычка- это естественные действия, совершаемые машинально, постоянно и при определенных условиях. От того, какими.

Куклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группеКуклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группе Да, вы удивлены? Кукла в инвалидном кресле. Такие вот куколки сейчас - это новое веяние времени, как важный и необходимый аспект, как.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Родительское собрание Тема: «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Цель: расширение представления родителей о факторах эмоционального.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение духовно-нравственного воспитания в формировании личности дошкольника
Опубликовано: 14 июня 2022 в 10:57
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение духовно-нравственного воспитания в формировании личности дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Крайнова (УИ 761669) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД