Дресвянкина Татьяна
Дидактические игры в самостоятельной деятельности детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Важным моментом в повседневной жизни детей являются дидактические игры, которые часто возникают по желанию самого ребенка в любой отрезок времени: утром, на прогулке, после дневного сна, в вечерний отрезок времени.
Игра для дошкольников - способ познания окружающего мира. В дидактических играх перед детьми ставятся задачи, решение которых, требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности.
Публикация «Дидактические игры в самостоятельной деятельности детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В настоящее время существует огромное разнообразие игр и игровых упражнений, направленных на всестороннее развитие ребенка.
Особое внимание в своей практике работы мы уделяем дидактическим играм, которые способствуют расширению представлений детей о разнообразии предметов и явлений окружающего мира.
При этом руководствуемся следующими требованиями к работе с дидактическими играми и упражнениями:
- подбор и педагогическая обработка дидактических игр и пособий;
- обучение детей самостоятельному использованию дидактических игр и упражнений;
- эпизодическая организация воспитателем игр и упражнений со всей группой, небольшими группами, с отдельными детьми.
- систематическая помощь педагога в организации дидактических игр детьми младшего дошкольного возраста;
- постепенное услужение педагогом правил уже знакомых детям дидактических игр.
Наиболее привлекательными и востребованными для детей младшего дошкольного возраста являются дидактические игры, выполненные в виде ярких плоскостных игрушек, вкладышей, сборно-разборных игрушек:
- мишки;
- грибочки;
-бабочки.
Большое внимание в младшем дошкольном возрасте уделяем играм с народными игрушками, выполненными из природного материала: катание шариков, надевание колечек, собирание башенок из колец разных по цвету и величине. Постепенно, по мере овладения игровыми действиями, усложняем сенсорные задачи – даем подбор деталей отличающихся по 2-3 признакам, предлагаем чередовать разные цвета в определенном порядке, увеличиваем количество геометрических фигур.
Во время выполнения действий с красивой яркой игрушкой, дети могут самостоятельно увидеть и оценить свой результат: получается игрушка или нет, подходят ли все детали.
Стремление получить желаемый результат, заставляет детей действовать снова и снова, искать необходимые детали, лучше их рассматривать, различать по цвету, величине.
Дидактические игры и упражнения способствуют развитию самостоятельной деятельности маленьких детей, развитию умения играть рядом друг с другом. Дидактические игры стимулируют общение между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом.
Малыши охотно играют с воспитателем и при этом получают необходимый опыт участия в коллективной игре, овладевают умениями и навыками для последующих самостоятельных объединений.
Для развития у детей знаний об окружающем мире, их систематизации, воспитания гуманного отношения к природе активно используем дидактическую игру «Собери овощи».
«Собери овощи»
Дидактическая задача : совершенствовать восприятие формы предметов; упражнять детей в умении узнавать, различать и называть знакомые овощи в цветном и контурном изображении.
Игровая задача и игровые действия: играть с картинками, собирать в корзину овощи, отгадывать загадки.
Правила игры : действовать организованно, собирать овощи по предложению ведущего (воспитателя); собирать только овощи, контурное изображение которых имеется на карте – корзине; правильность действия проверять наложением фишек на контурное изображение овощей.
Материал: большие карты – корзины (по количеству играющих) с контурным изображением разных овощей (морковь, свекла, огурец, капуста, лук) и наборы маленьких карточек фишек (5 карточек на каждого играющего) представляющих собой цветные изображения тех же овощей, того же размера и формы. Маленькие карточки заранее раскладываются на столах рядами – грядками (гряда моркови, гряда огурцов и т. д.) Большие карты по одной раздаются играющим.
Ход игры : Дети садятся за столы, на которых все приготовлено для игры. Воспитатель - ведущий предлагает поиграть с картинками овощей, собирать овощи с грядок в корзины. Показывает, что огород в игре - это ряды цветных картинок овощей, овощные грядки: вместе с детьми уточняет, что на грядках растет морковь, огурцы, лук, свекла, капуста. Потом дети рассматривают свои корзинки, находят на них и называют нарисованные, нго не раскрашенные такие же овощи. Воспитатель объясняет, показывает, что у разных овощей разная форма- огурчик длинный, закругленный, кочан капусты – круглый и т. д. Сорванные с грядок овощи надо наложить на изображение тех же овощей в корзине (огурчик на огурчик, свеклу на свеклу) и вставить в нужное отверстие. Все дети должны наполнить корзину овощами, накрыть цветными карточками все овощи на корзине, убрать все овощи с огорода.
Далее воспитатель говорит о том, что собирать овощи в корзину все будут по его предложению. «Давайте все вместе найдем свеклу. Нашли? Положите ее в корзину. Правильно, свеклу на свеклу, ровно вкладывайте (проверяет, помогает отдельным детям, спрашивает, что он сорвал и кладет) А теперь сорвите овощ, про который можно сказать загадку: «Сидит дед, в семь одежек одет, кто его раздевает, тот слезы проливает». Правильно, это лук. Сорвите по одной луковке (следит, проверяет). Давайте огурчики сорвем… А теперь догадайтесь по загадке, что будем рвать: «Сидит девица, в темнице, а коса на улице». Что это? Морковка. Сорвем морковку…»
По окончании игры воспитатель отмечает, что овощей на грядках не осталось, а корзины полные. Дети вместе с воспитателем рассматривают овощи в корзинах, проверяет, правильно ли они помещены в корзину, какие овощи похожи по форме, какие не похожи.