Светлана Павловна Липатова
Значение дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Что же такое дидактические игры? Дидактическими называются игры с правилами,
которые создаются с целью обучения и воспитания детей. Направлены они на решение
Публикация «Значение дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
определенных задач обучения детей, но в то же время в них прослеживаются воспитательные и развивающие задачи игровой деятельности для детей.
Дидактическая игра как игровой метод обучения делится на два вида:
1. игры-занятия;
2. дидактические или автодидактические игры.
Рассмотрим первый вариант. Ведущая роль в играх-занятиях принадлежит воспитателю, который с целью повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы и методы, а также создает игровую ситуацию, вносит элементы
соревнования. Компоненты игровой деятельности сопровождаются вопросами, указаниями, объяснениями, показами. С помощью игр-занятий воспитатель передает определенные знания, формирует представления, а также учит детей играть. Основой для
игровой деятельности детей служат сформулированные представления о построении
игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы за
тем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры. Игры - занятия, поэтому относятся к прямому обучению детей
с использованием разнообразных приемов и методов обучения. Дидактическая игра
разнообразна и используется при обучении детей как математики, так и родному языку,
ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала : учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем,
и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.
Дидактическая игра является одним из эффективных средств всестороннего воспитания и развития личности ребенка. Содержание дидактической игры формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, предметам окружающего
мира, природе, активизирует и углубляет знания о Родине, людях разных профессий
и национальностей. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях, находить
характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Также дидактические игры развивают мышление, воображение и творческие взгляды на определенные вещи. Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре.
Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой. К их числу относятся народные игры «Краски», «Фанты», «Что летает» и многие другие.
Соответственно смысл дидактических игр заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, их это увлекает
и они сами находят решения. Дидактические игры - это игры обучающие. Их основное
назначение - способствовать усвоению и закреплению у детей знаний, умений и навыков, развитию умственных способностей детей. Дидактические игры в педагогическом
процессе играют две важные роли: они являются методом и формой обучения, а также
самостоятельной игровой деятельностью.
Дидактические игры очень важны для всестороннего воспитания и обучения детей.
Дидактические игры, используемые в дошкольном учреждении, требуют сложной умственной деятельности, поэтому и способствуют решению задач развития детей
и умственного воспитания. Например: игры, способствующие сенсорному воспитанию,
игры на развитие и усвоение родного языка, игры отражающие явления природы и т. д.
Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения
детей школьного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности ребёнка. Дидактическая игра,
направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об
окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Следовательно, сущность дидактической игры заключается ещё в том, что
дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме,
сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую – это повышает его умственную активность.
Библиографический список:
1. Абраменкова В. В. Игра формирует душу ребенка //Мир психологии. – 2008. -№4. – с. 74-81.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М., 2009.
3. Дошкольная педагогика. В 2 ч. Ч. 2. /В. И. Логинова, П. Г. Саморукова, Б. С. Лейкина и др. Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М., 2010.
4. Игра дошкольника /Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др., под ред. С.
Л. Новоселовой. – М., 2007.
5. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре /Под ред. Т. А. Марковой. – М., 2014.
6. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников.
Мн., 2009.