Оксана Махота
Значение цвета в изотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Цвет — это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение. Каждый человек, и тем более ребенок, в зависимости от восприятия реагирует на определенные цвета по-разному, так как цветовая среда особым образом влияет на его функциональные системы, формируя определенное душевное состояние — настроение.
Существуют цвета, которые люди и дети инстинктивно избегают, так как они их раздражают, вызывают чувство дискомфорта и беспокойства; другие цвета являются наиболее предпочтительными и используются при выборе одежды, аксессуаров, окружающего интерьера.
Публикация «Значение цвета в изотерапии» размещена в разделах
Восприятие цвета — цветоощущение, или цветовая чувствительность глаза, — сложный процесс, обусловленный физическими и психологическим стимулами. Когда ребенок видит цвет, он мгновенно его распознает и испытывает его непосредственное воздействие. Цвет тесно переплетен со всеми аспектами нашей жизни, он становится важной частью нашего языка. Дети используют цвета для описания физических состояний, эмоций, чувств: «это было золотое время», «она вся серая от усталости», «вы все видите в розовом цвете».
Из внешнего мира ребенок получает сигналы (раздражители) и в соответствии с реакциями на них строит собственный мир. Одним из таких раздражителей является свет, который мы воспринимаем как цвет.
Мозг ребенка формирует два типа восприятия:
1) сознательного физического ощущения;
2) подсознательного, чувственного проявления.
Мозг является настолько высокоорганизованной материей, что на каждое порожденное чувствами движение или эмоцию он реагирует посредством клеточных составных частей, и при этом высвобождается определенное количество энергии. Эта энергия идет в идеально упорядоченной последовательности, в виде мысленного процесса и образует в пространстве мыслеграфию — мыслеформу, излучающую свет-цвет, соответствующий гармоничному или дисгармоничному цветосочетанию. Следовательно, свет-цвет — это часть духовного облика человека, его спектральный калейдоскоп, и если мы хорошо чувствуем себя, то наша энергоинформационная оболочка сияет всеми цветами радуги.
Ощущение цвета вызывается волнами определенной длины. Выбор цвета указывает на ту частоту волновых колебаний, которая содержится внутри этих цветов и имеет вполне конкретные характеристики.
Свет представляет собой цветовой поток фотонов — частиц, движущихся со скоростью около 300 ООО км/с и воздействующих непосредственно на эпифиз или шишковидную железу ребенка, которая выделяет мелотин — вещество, играющее важную роль в регулировании иммунных и гормональных процессов.
Психологи, исследовавшие цвета и их контрастные цветосочетания, установили, что потребность к целостности, прирожденная нашему органу зрения, вызывает гармоническую противоположность, то есть, чтобы увидеть цельность и удовлетворить себя, глаз ищет рядом с цветным пространством бесцветное, чтобы вызвать на нем требуемый цвет.
Все цвета разделяются на две группы:
ахроматические цвета — белый, черный и все серые (от самого темного до самого светлого);
хроматические цвета — все цвета, кроме черного, белого и серых, то есть красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый и другие, включающие все оттенки спектра.
Семь основных цветов спектра принято изображать в виде спектров цветового круга, расположенного в радужной последовательности с идеально сбалансированным контрастом теплого и холодного цветов.
Теплые цвета : красные, желтые, оранжевые и все цвета, в которых имеется хотя бы частичка этих цветов. Теплые цвета напоминают цвет солнца, огня, того, что в природе действительно дает тепло.
Холодные цвета : голубые, синие, фиолетовые и цвета, которые можно получить от смешения с этими цветами. Холодные цвета ассоциируются в нашем представлении с чем- то действительно холодным — льдом, снегом, лунным светом.
Особое место занимает зеленый цвет. Зеленый цвет состоит из двух цветовых субстанций — желтой и синей, он дуален. Зеленый цвет уравновешивает радужные цветовые контрасты, теплые и холодные цвета, в нем существуют единство и борьба противоположностей.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что «язык цвета», используемый в изотерапии, является надежным инструментом самопознания в восприятии и самовыражении ребенка.