Абросимова Марина
Консультация «Значение артикуляционной гимнастики»
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель – логопед Абросимова Марина Федоровна ГБДОУ д/с № 30 Калининского района СПб Тема: «Значение артикуляционной гимнастики»
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Правильное звукопроизношение является одним из показателей готовности к успешному обучению в школе. Недостатки звукопроизношения могут привести к неуверенности в своих силах (психологические проблемы), к нарушению письменной речи (дисграфии, что может сказаться на успеваемости по основным предметам. Поэтому начинать заботиться о правильной речи ребёнка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с нарушениями звукопроизношения растёт год от года.
Темочки:
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Темочки
Речь не является врождённой способностью, она формируется постепенно, и её развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.
Цель:
Выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушения звукопроизношения, она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определённых положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
В таблице показаны примерные сроки появления у детей гласных и согласных звуков.
Время появления звуков (возраст) 1 -2 года 2-3 года 3 -5 лет 5 -6 лет
звуки А О Э
П Б М И У Ы
Ф В
Т Д Н
Г К Х Й С З Ц
Ш Ж
Ч Щ
Р
Л
Задачи:
1. Обучение детей артикуляционным упражнениям, необходимым для постановки звуков.
2. Развитие артикуляционной моторики, улучшение кровоснабжения артикуляционных органов.
3. Обучение детей удержанию артикуляторной позы.
4. Улучшение подвижности артикуляционных органов.
В компенсирующем д/с созданы условия для ежедневного проведения артикуляционной гимнастики для детей разных возрастов.
В структуре любого логопедического занятия (подгруппового или индивидуального отводится время для проведения артикуляционной гимнастики).
Логопед обучает детей на индивидуальных занятиях определённым видам упражнений, в зависимости от нарушенных звуков перед зеркалом.
По рекомендации логопеда воспитатели проводят артикуляционную гимнастику с детьми во вторую половину дня.
На одной из первых консультаций логопеда, специалист показывает и обучает родителей и ребёнка комплексу упражнений, необходимых для постановки конкретных звуков, о длительности проведения, особенностях выполнения упражнений.
Желательно проводить артикуляционную гимнастику ежедневно по 5- 10 минут.
Детей младшего дошкольного возраста упражнения могут утомлять, тогда их лучше проводить в течении дня.
Артикуляционная гимнастика является базой для постановки звуков, которой занимается логопед.
Вывод:
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет :
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
- увеличить амплитуду движений;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
- подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.