Татьяна Кривчикова
Консультация для родителей «Речевое развитие ребёнка от 1 года до 2 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Вряд ли кто из родителей может забыть первые слова своего ребенка. Ведь их с нетерпением ждут! Несовершенные, смешные, сотворенные самими малышами, они так дороги родителям, бабушкам, дедушкам. В жизни крохи настал важнейший этап, от которого будет зависеть все его дальнейшее развитие. По мере овладения речью формируются психика ребенка, его мышление, познавательные процессы, общие и специфические способности.
В настоящее время нормы развития речи у ребенка – понятие часто условное. Становление навыка речи может происходить как стандартным, так и совершенно необычным образом.
1год
Публикация «Консультация для родителей „Речевое развитие ребёнка от 1 года до 2 лет“» размещена в разделах
Первый год – период появления первых осмысленных слов в речи. У ребенка накапливается запас слов, которые он умеет произносить в осмысленной ситуации. Эти слова относятся к реальным предметам, игрушкам, изображениям на картинке. Активно развиваются интонация просьбы – дай. Если испытывает голод, может сказать – ням-ням., при этом активно использует жестовую речь, т. е. тянется к продуктам питания. Ребенок осознанно называет маму – мамой, папу – папой. Его словарный запас составляет 8 – 10 слов. Начинает имитировать звуки животных, насекомых, транспорта. При этом издаваемые звуки часто получаются весьма похожими на оригинал.
Родителям : продолжать подражание звукам животных, насекомых, транспорта в игровой форме. Постепенно расширяя звуковой словарь.
1 год2месяца
Один год 2 месяца – первые элементарные проявления инициативного употребления осмысленных слов. Ребёнок уже может произнести то или иное слово из своего словарного запаса. Активно ищет источник звука, поворачивается на звук, реагирует голосом. Очень важно родителям по мере необходимости помогать ребенку в подборе того или иного слова.
1 год3месяца
Один год 3 месяца – понимание возникает в области реальной жизнедеятельности ребенка. Например, просится на горшок, сопровождает это событие речью – ка-ка, пи-пи и, соответственно, жестами, показывает на горшок. Хорошо отличает своих от чужих, при этом голосом может показать к кому-то дружеское отношение, а к кому-то негативное.
Родители должны всячески поощрять действия ребенка ласковой речью.
1 год5месяцев
Одингод5месяцев–у ребенка самостоятельно развиваются :
1. Игра звуками и словами.
2. Подражание речи окружающих, которые носят тот же игровой характер.
3. Самостоятельное произнесение ребенком осмысленных слов.
4. Общение со взрослыми в форме выражения своих требований и желаний.
Лепетные слова говорит с разными интонационными окрасками, которые постоянно совершенствуется и усложняется. К этому периоду возраста, ребенок почти овладевает фонематическим слухом. Доступно произнесение таких звуков речи, как А, О, У, И,М,Б,К,Г. ,ТЬ,ДЬ,НЬ,СЬ,ЛЬ. Произнесенные лепетные слова посвоему рисунку все больше и больше напоминают настоящие слова. Ребенок уже более осмысленно их произносит и закрепляет как артикуляционно, так и в познавательном смысле. Малыш понимает речь взрослого, которая относится к предметам и к действиям. Взаимоотношения ребенка со взрослыми осуществляются при помощи мимики и жестов и нескольких элементарных слов: «ням- ням, «дай», «мама», «папа», «дядя», «тетя».
В этот период времени родителям необходимо играть с ребёнком в разные развивающие и познавательные игры. Оформлять свою речь артикуляционно правильно.
1 год6месяцев
Второе полугодие второго года жизни является периодом оформления самостоятельной речи ребенка и интенсивного ее развития
В 1 год 6 месяцев происходит скачок развития детской речи. Речь начинает развиваться ускоренным темпом.
Родителям рекомендуется постепенно наращивать словарный запас ребенка.
1 год7месяцев
Один год 7 месяцев– возникновение новых форм требований через речь. Ребенок учится изменять окончание слова, применяя интонационную окраску – призыв, просьба, требование. В его словарном арсенале уже есть однословные предложения – требования. Например, ребенок произносит «шапка». Он хочет посмотреть шапку, может надеть ее на голову, а может, хочет снять. Слова «шапка» в таких случаях подразумевает целую фразу. Если ребенок требует от взрослого совершения какого-нибудь действия, то может употреблять глаголы. Например,ребенок произносит «гуляк», сопровождая слово действием – идет к двери. Вскоре ребенок начинает противоположные действия с одним и тем же предметом обозначать различно. Например, «шапка не», требует, чтобы с него сняли шапку. Начинает называть лицо,к которому обращено требование «мама, ням». Дальнейшее развитие предложений-требований переходит от двухсловныхк трехсловным, в котором ребенок начинает включать в предложение свое имя. Например, ребенок говорит:«Мама, шапка». Мама спрашивает: «Что делать с шапкой?». Ребенок отвечает: «Надеть шапку». На следующий день ребенок может сказать: «Мама, надень шапку».
Родители должны говорить с ребенком интонационно окрашенной речью. Задавать вопросы и дожидаться ответов.
1 год8месяцев
Один год 8 месяцев – словарь достигает в среднем 100 слов. Ребенок начинает строить фразы, в котором он называет требуемое действие. Глагол при этом употребляется в повелительной форме «ябо поежь» – яблоко порежь и т. д. «Мама, моко пинеси не» – при этом частичка «не» ставится в конце предложения.
Наступает время помогать ребенку построить правильно фразу. Постепенно малыш изменяет расстановку слов во фразе и тем самым приближается к нормам языка.
1 год9месяцев
В 1 год 9 месяцев словарный запас ребёнка насчитывает около 175 слов. Ребенок все больше начинает подчинять свои действия словесной инструкции взрослого. Различает предметы по качеству количеству. Он говорит «бойсей», «маенький», «беый», «ченый» Ребенок выражает свое положительное и отрицательное отношение, дает оценку – хороший, плохой. Любит слушать сказки, стишки, песенки, а впоследствии повторяет и еще присочиняет.
Родителям необходимо активно использовать наглядный материал, при этом сопровождая свою речь теми действиями, которые в данный момент происходят. Поощрять любое речевое творчество.
2года
В 2 года ребёнок знает свыше 300 слов. Начало нового периода – осмысленной речи, в которой главное место занимает слово, а не звук речи. Слова еще не правильные, сточки зрения звукового состава, но они выполняют главную роль – смысловую. Ребенок начинает учиться слушать разговорную речь без показа предметов и изображений.
Родителям следует привлекать внимание к правильному звучанию слов. Постоянно разговаривать с ребенком о том, что он видит в данный момент. Не перебивать речь ребенка. Расширять понимание речи с помощью картинок. Побуждать ребенка к просьбам. Побуждать ребенка к фразам двумя- тремя словами. Читать сказки, Просить ребенка пересказать сказку своими словами.
Если у малыша нет адекватной реакции на речь, следует проверить у него слух, посоветоваться с детским психиатром, невропатологом, логопедом.