Лидия Семерняк
Конспект ОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности «Зимующие птицы Таманского полуострова»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 3
муниципального образования Темрюкский район
КОНСПЕКТ
ОРГАНИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по речевому развитию
в старшей группе компенсирующей направленности
Тема: «Зимующие птицы Таманского полуострова»
Воспитатель: Семерняк Л. В.
г. Темрюк
Публикация «Конспект ОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности „Зимующие птицы Таманского полуострова“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
2020г.
Тема: «Зимующие птицы Таманского полуострова»
Цели: формирование экологической культуры у детей, привитие любви к птицам, бережного отношения к ним.
Задачи:
1. Обучающие:
- продолжить знакомство с зимующими птицами : ворона, сорока, голубь, дятел, синица, снегирь, воробей; их внешним видом, особенностями передвижения, питания, поведения в природе.
2. Развивающие :
- выработка навыков осознанного и умственного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания,
- развитие познавательных процессов; внимания и наблюдательности;
- развитие мелкой моторики рук;
- обогащение и активизация словаря детей.
3. Воспитательные задачи:
- воспитание доброжелательного отношения к птицам; стремления беречь их, помогать зимующим птицам.
Интеграция образовательных областей:
- речевое развитие;
- познавательное развитие;
-художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие;
- социально-коммуникативное развитие.
Форма организации:
Групповая.
Методы и приё мы:
- создание игровой ситуации;
-демонстрация презентации, наглядных пособий;
- рассказы детей, вопросы, объяснения.
Активизация словаря:
Мышевидные грызуны, культурные злаки, растительный корм.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.
Материалы и оборудование: иллюстрации зимующих птиц, 2 магнитные доски, магниты, проектор, слайдовая презентация зимующих птиц Таманского полуострова, кормушка для птиц, разнообразный корм для птиц, картинки-раскраски о зимующих птицах.
Ход организованной образовательной деятельности.
1. Вводная часть
Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
Зима - очень трудное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Птицы нам приносят пользу.
Ребята, а как вы думаете, как мы можем помочь птицам зимой?
(сделать кормушки, подкармливая птиц)
Воспитатель показывает кормушку. Что это? Для чего она нужна?
Чтение стихотворение М. Пожаровой «Птичий домик» :
У нас такой обычай:
Как выпадет снежок,
Дощатый домик птичий
Повесим на сучок.
Ни зерен, ни травинок -
Голодная пора!
Блестят иголки льдинок,
Исчезла мошкара.
Но здесь в саду за школой,
Среди седых ветвей,
Готов обед веселый
Для птичек и зверей
2. Основная часть
Воспитатель. Ребята, сегодня мы пойдем на прогулку и повесим эту кормушку на нашем участке, насыпем в нее корм. Может быть, за зиму, мы спасем не одну птицу. Летом птицы помогут нам. А вы знаете, как птицы помогают?
(Они будут поедать насекомых - вредителей и продолжать охранять сады и парки).
Есть ли у вас дома кормушки?
Какие птицы прилетают?
Какой корм вы предлагаете птицам?
Воспитатель. Еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза (Показ различных семян и зерен)
Овес, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несоленое сало или мясо. Вороны - всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб.
2. Физ. минутка
Сколько птиц в кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем Поочередное сжимание и разжимание пальцев обеих рук
Две синицы, воробей, шесть щеглов и голубей, дятел в пестрых перышках Поочередно зашибать пальцы на обеих руках
Всем хватило зернышек Поочередное сжимание и разжимание пальцев обеих рук
Воспитатель. Ребята, а вы хотите поближе познакомиться с зимующими птицами?
Как это можно сделать? (почитать в энциклопедии, посмотреть в интернете)
Мы можем сегодня посетить птичью выставку (отправляются на выставку птиц) (Просмотр слайдов презентации)
- Как зовут нашу первую гостью?
«Не сидит она месте,
На хвосте разносит вести.
Может в них и мало проку,
Но горда собой»
(сорока) Слайд
- Что мы знаем про сороку?
Обобщение воспитателя:
Сорока-белобокая, длиннохвостая непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стеклышко и разглядывает круглым глазом. Потом схватит и утащит в свое гнездо. Сорока трещит, стрекочет. Благодаря сороке жители леса заранее узнают о приближении хищника или человека. Сорока - всеядная птица. Зимой питается различными отбросами. Поедете насекомых (долгоносиков, клопов, саранчу). Питается мышевидными грызунами. Из растительных кормов поедает зерно культурных злаков: подсолнечника, семечки арбуза, дыни.
Воспитатель.
О ком речь?
Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло
(сова) Слайд
Воспитатель. Какую пользу приносит сова? (ответы детей)
Питается насекомыми, мышами, даже зайцами. Она хищница. Нападает на старых больных и животных.
Воспитатель. Встречайте следующего гостя, угадайте, кто это?
Зимой на ветках яблоки!
Скорее их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это…
(снегири) Слайд
Что вы знаете про эту птичку?
Обобщение воспитателя:
Снегирь- самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь по всюду становится очень заметных, благодаря своей красной грудки. Держатся снегири на рябине, клене, кустах калины, обрывая ягоды и расклевывая семена. Питаются больше растительной пищей: семенами различных хвойных и лиственных деревьев.
Воспитатель. Что это за птица?
Спиною зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
(синица) Слайд
Что вы можете рассказать про синицу?
Обобщение воспитателя:
Синица - маленькая, яркая, смелая, быстрая. Ее можно увидеть зимой как в лесу, так и в городе. Поедает шелкопрядов, долгоносиков, клопов, тлю. Переживает зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного и птицам приходится нелегко - в поисках еды они прилетают к жилью человека.
Воспитатель. О какой птице так говорят?
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Все равно он будет мой!
(дятел) Слайд
Что вы знаете про дятла?
Обобщение воспитателя:
Дятел большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом. Лесная птица чистит кору деревьев от личинок вредных насекомых, поедает различных насекомых, а также орехи и ягоды
Физ. минутка:
Вот на ветках, посмотри, в красных майках снегири 4 хлопка руками по боками 4 наклона головы
Распушили перышки, греются на солнышке Частые потряхивания руками, опущенными вниз
Головою вертят,
улететь хотят 2 поворота головы на каждую строку
Кыш! Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью, за метелью! Разбегаются по комнате, взмахивая руками как крылышками
Воспитатель. Какая птица умеет ворковать? (голубь) Слайд
Голуби - воркуют, доверчивые птицы, живут вблизи домов людей, поселяются под крышами многоэтажных домов, на чердаках, в парках и скверах. Питаются пищевыми отходами из мусорных контейнеров, злаками, семенами кустарников, деревьев, плодами и ягодами.
Воспитатель.
Кар-кар-кар - кричит плутовка,
Ну и ловкая воровка,
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома.
Как зову ее?
(ворона) Слайд
Что вы можете рассказать про ворону?
Обобщение воспитателя:
Ворона - важная горластая. Ворона бывает как полностью черного цвета, так и черно-серой. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стаи обычно одна из ворон выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности. Ворона - всеядная птица, она поедает различных насекомых (жуков, муравьев, а также грызунов, яйца различных птиц, ящериц, лягушек и рыб. Из растений предпочитает зерна различных культурных злаков, смена ели. Зимой питается в основном отбросами, поедает мышевидных грызунов и вредных насекомых, приносит большую пользу людям.
Воспитатель.
Я весь день ловлю жучков,
уплетаю червячков,
в теплый край я не летаю,
здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик,
не робей, я бывалый… (воробей) Слайд
Расскажите, что вы знаете про воробья?
Обобщение воспитателя:
Воробей - веселый, шустрый, маленький, строит свои гнезда рядом с домами людей, это очень неприхотливые птички. Поедает насекомых и семена диких растений, плоды летом и весной. Зимой - что предлагает человек.
Воспитатель. Как можно назвать этих птиц одним словом? (зимующие). Почему? (ответы детей)
Игра «Слова наоборот»
Воробей маленький, а ворона большая.
У совы хвост короткий, а у сороки длинный.
Голубь тяжелый, а щегол легкий.
У синицы клюв тонкий, а у вороны толстый.
Дидактическая подвижная игра «На кормушке»
Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем.
На столе лежат картинки птиц, подойдите пожалуйста и возьмите ту птицу, которая вам понравилась (дети подходят, берут птицу и садятся на свое место)
Воспитатель. Представьте, ребята, что вы - птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает»
на «кормушку» (дети прикрепляют птицу на магнитную доску-кормушку)
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на порог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
Воспитатель. И так, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют, а как их назвать одним словом? (Зимующие)
3. Заключительная часть.
Ребята, что вам понравилось больше всего делать? (Ответы детей).
Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей).
Как мы можем заботиться о птицах? (Ответы детей).
В конце занятия раздаю картинки птиц, которые дети раскрасят.
Список использованных источников:
Рассматривали иллюстрации, видеоматериалы.