Мария Яковлева
Конспект ООД с детьми старшей группы на тему «Зимние русские народные забавы в картинах художников»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30
Василеостровского района Санкт – Петербурга,
Конспект организованной образовательной деятельности
с детьми старшей группы на тему :
«Зимние русские народные забавы в картинах художников».
Образовательная область: познавательное развитие.
Воспитатель высшей кв. категории Яковлева М. Г.
2021г.
Цель:
Публикация «Конспект ООД с детьми старшей группы на тему „Зимние русские народные забавы в картинах художников“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимние забавы и игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Художники. Знакомство с картинами художников
- Темочки
Совершенствование знаний о зимних забавах. Ознакомление детей с зимними русскими забавами наших предков.
Задачи:
Развивающие:
- развивать у детей умение рассматривать произведения живописи.
- способствовать развитию интереса к зимним забавам предков.
Образовательные:
- познакомить детей с произведениями живописи художников в которых отображены зимние развлечения
- обогащать словарный запас детей словами: забава, подлинник, репродукция.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к произведениям живописи
- воспитывать стремление к активным формам проведения досуга и здоровому образу жизни.
Приемы и методы: рассказ, рассматривание, прием поэтической цитаты, игровая деятельность.
Оборудование: Разрезные картинки, репродукции картин, снеговик, бумага формат А4, конверт, снежинки с загадками, математические планшеты, аудиозапись «Снежки», аудиозапись муз. игры «Снеговик».
Предварительная работа: разучивание пословиц и поговорок о зиме, отгадывание загадок про зиму, рассматривание репродукций картин Н. Крымов «Зимний пейзаж», И. Кириллов «Озорник. Сценка из городской жизни».
Ход занятия:
Сюрпризный момент: в группе стоит большая корзина от метелицы с письмом и снежинками.
Вос-ль: читает письмо, где предлагается разгадать загадки, поиграть и выполнить задания от метелицы про зимние забавы.
Ребята, скажите, пожалуйста, что означает слово Забава?
Дети: ответы
Вос-ль: Правильно, забава – игра, потеха, развлечение, увеселение. Посмотрите, метелица принесла нам репродукции картин художников на которых изображены зимние народные развлечения. Репродукция картины это ее фотография. А подлинники (настоящие картины) мы можем увидеть с вами где?
Дети: ответы
Вос-ль: Давайте пройдем и посмотрим на них.
Ребята понравились вам картины? А хотите подробнее рассмотреть их и узнать про них.
Дети: да
Вос-ль: Тогда начнем отгадывать загадки которые нам подготовила метелица.
Вос-ль: Отгадайте загадку: Деревянных два коня
Вниз с горы несут меня.
Я в руках держу две палки,
Но не бью коней, их жалко.
А для ускоренья бега
Палками касаюсь снега
Дети: ответы
Правильно ребята, это загадка про зимнюю забаву катание на лыжах. У кого из вас получилась картинка с лыжниками?
Дети: ответы
Вос-ль: Посмотрите с какой картиной можно соотнести составленный рисунок?
С картиной «Лыжники» Бориса Михайловича Кустодиева.
Картина написана 1919 году. На картине мы видим прекрасную русскую зиму. Двух лыжников-девушку с длинной косой, в свитере и юбке по колено и юношу, в таком же, как и девушка свитере. Они взобрались на холм на лыжах и смотрят вниз на станцию на которую прибывает паровоз, который сильно дымит. Еще мы видим внизу телегу с лошадью. Деревья нарядные, покрытые искрящимся в лучах солнца снегом.
Ребята скажите пожалуйста. Как по этой картине мы можем понять что она написана много лет назад во времена наших прадедушек и прабабушек?
Дети: ответы
Вос-ль: Какие чувства вызывает у вас эта картина?
Дети: ответы. Чувство радости,глядя на эту картину, хочется улыбаться и радоваться прекрасному зимнему солнечному дню.
Вос-ль: Давайте покатаемся с вами на лыжах:
Мы катаемся на лыжах (показываем как едем на лыжах)
Горка – выше, горка – ниже! (поднимаем руки вверх, затем опускаем)
Поворот там впереди (поворачиваемся на месте)
Прокатись, не упади! (едем на лыжах).
Молодцы ребята.
Восп-ль:
Следующая загадка:
Говорят для детворы
Веселее нет игры,
Чем катание с высокой
Ледяной, крутой… (Горы)
***
Ой, насыпало снежка!
Вывожу коня-дружка.
За верёвочку-узду
Через двор коня веду,
С горки вниз на нём лечу,
А назад его тащу. (Санки)
Правильно ребята, это загадка про зимнюю забаву катание с горок. А посмотрите у кого из вас получилась картинка с горкой? Хорошо, пожалуйста, мы смотрели репродукции картин, посмотри с какой картиной можно соотнести твой составленный рисунок?
С произведением Художника Джона Августина Аткинсона «Катание с гор на Неве».
Давайте рассмотрим картину подробнее :
Ребята, а вы знаете что, на Руси было принято встречать зиму. С наступлением холодов, замерзанием реки Невы, начинали готовить горы для катания. В Петербурге часто устраивали две горки друг напротив друга. Скатившись с одной горы на очень большой скорости, санки неслись вверх уже по противоположной. Именно такую конструкцию ледяных гор художник Аткинсон изобразил на своем полотне «Катание с гор на Неве».
Строили также и ледяные катальные горки (катушки)- большие сооружения из снега и льда для катания.
Посмотрим на другую картину современного художника Евгения Балакшина, называется она «Катание на санях». На переднем плане изображены девочка и мальчик, они несутся с годы на санках. Лица у детей радостные, день выдался солнечным и морозным. Весело кататься с горы на санках в погожий денек.
Ребята, глядя на эту картину мне сразу захотелось покататься с горки, а вам?
Дети: ответы
Вос-ль: Я предлагаю вам построить свои горки, а в этом нам помогут математические планшеты. Попробуйте построить каждый свою горку.
Дети: дети «строят» горки, воспитатель в это время зачитывает стих.
А стихотворение Анны Филимоновой поможет нам узнать о том, как построить горку.
Мы возьмём с тобою санки,
Две лопатки и ледянки
И, одевшись потеплей,
Выйдем в зиму поскорей.
Если горку не найдём,
Сами быстро возведём.
Позовём с тобой подмогу,
Накидаем снега много,
Разровняем, а потом
Сверху снег водой польём.
На морозе наша горка
Засверкает чистым льдом.
Будем мы кататься с горки,
Веселиться всем двором.
Филимонова Анна
Вос-ль: Какие замечательные и разные получились горки. Молодцы.
Вос-ль:
Отгадайте следующую загадку:
Мы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нем,
Нос приделали, и в миг
Получился …
Дети:
Вос-ль: Правильно ребята, это загадка про зимнюю забаву лепка снеговика. А посмотрите у кого из вас получилась картинка с снеговиком? Хорошо, посмотри с какой картиной можно соотнести твой составленный рисунок?
С произведением Федота Сычкова - «Лепка снеговика»(1910).
На руси тоже лепили снеговиков, и снежных баб. Снеговики в старину почитались как духи зимы, к ним возносили просьбы о помощи. Снеговик и снежные бабы давно утратили свои магические значения и сохранились в народной памяти как символ зимней забавы.
Какие чувства вызывает у вас эта картина?
Дети:
Вос-ль:
Ребята, а давайте построим с вами снеговика.
Музыкальная игра «Снеговик».
Сюрпризный момент появляется снеговик.
Вос-ль: Какой у вас снеговик получился красивый.
Вос-ль:
Следующая загадка :
Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня? (Коньки)
А посмотрите у кого из вас получилась картинка катание на коньках? Хорошо, посмотри с какой картиной можно соотнести твой составленный рисунок?
Картина Татьяны Владимировны Копниной «На катке»(1964)
Ребята, на Руси коньки были известны с давних времен. Их делали из костей животных, но применяли редко из-за неудобств, связанных с выбранным материалом. Из-за отсутствия свободы передвижения такие коньки долгое время считались чем-то вроде детской забавой. Лишь с изобретением деревянных коньков, к которым снизу приделывали металлические полозы, кататься стало легче. Царь Петр 1 усовершенствовал их конструкцию соединив лезвие с обувью, прибив коньки прямо к сапогам. Катались по застывшим рекам и озерам.
Какие чувства у вас вызывает картина?
Дети: ответы
Вос-ль:
У нас с вами осталась последняя снежинка, слушайте загадку:
В руках он лепится легко.
Детишкам - развлечение
Бросать, без устали, его
Друг в друга, без сомнения!
Холодный кругленький комок.
Как же зовут его (Снежок)
Дети: ответы
Вос-ль:У кого из вас получилась картинка с игрой в снежки? Хорошо, посмотри с какой картиной можно соотнести твой составленный рисунок?
Веселая зимняя игра вдохновила Михаила Васильевича Нестерова на создание живописного полотна, а перед нами его репродукция. Послушайте рассказ о картине, которая так и называется «В снежки». Внимательно слушайте меня и рассматривайте картину, обращая внимание на то, о чем я буду говорить.
Я в снежки играть люблю,
Снежные комки леплю…
С другом стали мы играть,
Комья снежные кидать.
Ю. Шитова.
Подходят ли эти строки к сюжету картины? Сейчас узнаем. На картине изображена небольшая часть улицы. На переднем плане –два бедно одетых мальчика. Центральное место в картине занимает угол красивого здания. На его стене прикреплена табличка с надписью «Сладкая улица». Название улицы позволяет нам предположить, что на ней находятся магазины торгующие сластями и всякими вкусностями к чаю. Наверное, мальчики хотели что–нибудь купить. И вдруг в них полетели снежки- наверное, это ребята на противоположной стороне улицы захотели поиграть. Художник не изобразил другую группу ребят, но по деталям мы можем догадаться о замысле картины : показать бой снежками между мальчишками. Взгляните, один снежок попал, в зеленую ставню, еще два отпечатались на цоколе ступенек. Посмотрите художник очень тщательно прорисовал лица детей. Один из мальчиков серьезен, а второй весел. Это говорит о том что у них разные характеры, разное отношение к шалостям сверстников. Один огорчился, а второй- нисколечко!
Понравилась вам картина?
Дети: ответы
Вос-ль: А как бы вы отреагировали на внезапную игру в снежки?
Дети: ответы
Вос-ль:Ой ребята, а я слышала какой-то звук! А вы нет? Это наш снеговик проголодался, как вы думаете, чем может питаться наш снеговик? А давайте мы его накормим снежками. А снежки у нас будут волшебные, мы их с вами сейчас сделаем сами.
Игра попади в цель.