Инна Несмелова
Журнал взаимосвязи логопеда и воспитателя (на примере средней логопедической группы для детей с ОНР)
▼ Скачать + Заказать документы
Успех коррекционно-логопедической работы во многом зависит от хорошо организованного взаимодействия логопеда и воспитателей группы. Многие задачи по коррекции речевой деятельности логопед и воспитатель решают совместно. Воспитатели логопедических групп организуют образовательную деятельность с детьми, осуществляя интеграцию с логопедической работой. Сформированные логопедом речевые умения детей закрепляются воспитателем в разных видах деятельности детей, во время режимных моментов, в играх и развлечениях.
Публикация «Журнал взаимосвязи логопеда и воспитателя (на примере средней логопедической группы для детей с ОНР)» размещена в разделах
Одной из форм взаимодействия логопеда и воспитателей является журнал взаимосвязи, который помогает скоординировать работу педагогов и организовать ее в едином ритме, что значительно повышает эффективность коррекционной работы. Ведущая роль в организации коррекционно - развивающей работы принадлежит логопеду. Именно логопед определяет основные направления коррекционной работы, выделяет наиболее важные коррекционные задачи на данный период обучения, определяет объем и содержание лексического материала, фиксирует в журнале взаимосвязи, указывает методические приемы, игры, упражнения, которые рекомендуется провести воспитателю с детьми в рамках лексической темы. Воспитатель планирует и организует свою работу с детьми с учетом рекомендованного логопедом материала, распределяя его на неделю, включая данный материал в занятия и разные режимные моменты. Все задания подбираются с учетом плана логопеда.
Журнал оформлен таблицей, где имеются графы «Лексическая тема, словарь», «Коррекционная задача», «Методические приемы»- где логопед приводит пример игр с детьми или прием работы. Последняя графа «Примечание, результат» - которая позволяет осуществлять обратную связь, делать отметки, фиксировать результат проведенной работы, отмечать детей для планирования индивидуальной работы с ребенком.
Вариант заполнения журнала взаимосвязи с воспитателями (рекомендации в помощь воспитателю)
(средняя логопедическая группа для детей с ОНР 1-2 ур. р. р)
Лексическая тема «Осень. Сезонные изменения»
Словарь: Осень, дождь, туча, лужа, зонт, ветер, дерево, куст, листья, трава. Идти, дуть, опадать, желтеть, краснеть, собирать. Красный, желтый, оранжевый, большой, маленький, мокрый, холодный. Много, мало, один, два, три. Выше, ниже. Вверху, внизу, тут, там. Я, ты, мы, вы, он, она, они.
Коррекционная задача. Методические приемы.
1. Закреплять представления о свойствах предметов (цвет, величина).
Игры с осенними листьями.
Игра «Найди листок» (по слову взрослого: «По тропинке пройди – желтый листик найди»)
«Какой?» (самостоятельное называние).
2. Формировать пространственные ориентировки в координатах вверху-внизу, впереди – сзади (по отношению к себе).
Игра «Кружатся листья» - по инструкции взрослого дети выполняют круговые движения кистями рук, в соответствии с заданными координатами – впереди перед собой, сзади за спиной
3. Развивать чувства ритма в ритмических играх (нормальный темп, медленный, быстрый).
Игра «Дождик» (картинка перед ребенком) – отстукивание указательным пальцем по столу в такт стихотворения «Осень» Я. Аким.
Игра «Капельки дождя» (с использованием палочки от барабана, с опорой на ритмические схемы в виде капелек; затем без зрительной опоры – на слух). «Сколько капелек упало?»
«Хлопни столько раз, сколько капелек»
Тактильное упражнение «Поймай капельки» (на ладошку ребенка).
Подсчет количества ударов (до 3-х).
Введение в речь числительных «1,2,3».
Лексическая тема «Овощи»
Словарь: Огород, овощи, грядка, корзина, ведро, лопата, грабли, морковь, свекла, репа, огурец, помидор, капуста, картофель. Круг, квадрат, треугольник, овал. Собирать, копать, таскать – вытаскивать, срывать, срезать, укладывать, мыть, резать, есть, угощать. Красный, желтый, зеленый, оранжевый, большой, маленький, длинный, вкусный, сладкий, круглый. Много, мало, один, два, три. Я, ты, мы, вы, он, она, они, мой, моя.
Коррекционная задача. Методические приемы.
1. Закреплять представления о свойствах предметов (цвет, величина, форма).
«Чудесная корзинка» «Расскажи, какой?» (использовать зрительную опору в виде схемы)
2. Совершенствовать процессы запоминания и воспроизведения: последовательности и количества предметов (3-5).
«Разложи на полку» - взрослый называет овощи (фрукты, ребенок раскладывает их по памяти, в нужной последовательности.
3. Обучать восприятию и оценке ритмов, их воспроизведению по образцу (со зрительной опорой).
«Хлопни столько, сколько овощей» (фруктов).
! На первом этапе работы воспитатель помогает – показывает, указывает на каждый овощ;
На втором этапе – без зрительной опоры.
«Собери овощи» (фрукты)
«Сорви столько, сколько услышишь хлопков». Подсчет количества ударов (до 3-х).
4. Учить различать правую и левую руки
«Разложи овощи» (фрукты) - правой рукой, левой рукой.
+ инструкции «Возьми правой рукой огурец; левой рукой возьми капусту; возьми правой рукой лук, а левой – морковь». Аналогично – фрукты.
Лексическая тема «Лес»
Словарь: Лес, дерево, елка, куст, дорожка, тропинка, полянка, корзина, гриб, ягода, трава. Идти, расти, собирать, срывать, укладывать, мыть, резать, есть, варить, угощать. Большой, маленький, длинный, высокий, низкий. Много, мало, один, два, три, *четыре. Впереди, сзади. Далеко, близко, тут, там. Я, ты, мы, вы, он, она, они, мой, моя, мне. Твой, твоя, тебе.
Коррекционная задача. Методические приемы.
1. Развивать зрительное и слуховое внимание; работать над ритмико-слоговой структурой слова; развивать понимание вопросов косвенных падежей «Кто?» «Что?» «Кому?» «Чем?».
Работа по сюжетным картинкам:
- рассматривание
- проговаривание слов с одновременным отстукиванием, отхлопыванием
- ответы на вопросы педагога.
2. Развивать пространственное восприятие, зрительное и слуховое внимание. Ориентировка на плоскости.
Упражнение «Вверху или внизу» (по сюжетной картинке).
1 этап работы – картинка предъявлена в вертикальном положении (на доске, на мольберте, на фланелеграфе).
Воспитатель называет предметы, дети должны сказать, где находится данный предмет (вверху или внизу). Например: грибы - …внизу, птички -… вверху, белка - …вверху и т. д.
Аналогично: 2 этап работы – картинка предъявлена в горизонтальном положении (на столе).
3. Обучать восприятию и оценке ритмов. Введение в речь числительных (1,2,3, *4) + совместный счет.
Игра «Составь картинку»
Чтение текста воспитателем с выкладыванием зрительной опоры (с использованием различного материала – геометрических фигур, счетных палочек, предметных картинок).
Текст + ритмичное проговаривание:
Плыли по небу тучки, тучек – четыре штучки (выставляются овалы с одновременным счетом - один, два, три, четыре).
Задания:
1. Посчитай
2. Постучи, как я (кулаком по столу с опорой на тучи)
3. Хлопни столько, сколько тучек.
Тучка по небу плывет, а из тучки дождик льет. (Выставляются капельки под каждой тучкой, с проговариванием звукоподражания «кап», кап-кап, кап-кап-кап, кап-кап-кап-кап).
Задания:
1. Посчитай капельки.
2. Постучи, как я (пальцем по столу, с опорой на капельки)
3. Хлопни столько, сколько капелек.
Дождь осенний льет и льет, а грибок растет, растет. (На слова «растет, растет» выставить 2 грибка).
Задания:
1. Посчитай грибы.
2. Хлопни столько, сколько грибов.
4. Выкладывание рядов с чередованием 1/1
- предметы (гриб-ягодка)
- по величине (большой – маленький)
- по цвету (желтый – красный)
5. Закрепление названий предметов, величин, цветов – обозначение словом. Упражнение «Продолжи ряд»
Лексическая тема «Семья»
Коррекционная задача. Методические приемы.
1. Развитие мелкой моторики.
Пальчиковая гимнастика
«Моя семья»
«Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка … папа… мама… это я
Вот и вся моя семья!
2. Развитие пространственных ориентировок в координатах впереди – сзади.
Игра «Друг за другом»
Встали дети ровным кругом,
Повернулись друг за другом.
Ты вперед посмотри,
Кто стоит там - назови.
Аналогично «Ты назад посмотри, кто стоит там – назови».
3. Развитие связной речи. Заучивание совместно со взрослым (договаривание слов и словосочетаний).
Рассказ по сюжетной картинке «Семья»
Это дом. Здесь живет семья: мама и папа; бабушка и дедушка; братик и сестренка. Это дружная семья.
Считалка (рассматривание и заучивание по картинке с показом, затем хлопки в такт стихотворения – четыре хлопка на строчку).
Раз, два, три, четыре,
Мы считалочку учили:
Бабушка и мамочка,
Дедушка и папочка,
Вот братишка и сестренка,
Он – Антон, она – Аленка.
Вот и вся моя семья,
Рассказал считалку я!
Составление предложений по сюжетным картинкам.
Пазлы «Кто, что делает?»
Также в журнале взаимосвязи логопед выделяет комплекс артикуляционной гимнастики. В журнале имеется графа «Примечание. Результат»
Артикуляционные упражнения
1. Чередование упражнений «Забор - трубочка» по инструкции педагога, затем под счет (раз-два) в умеренном темпе.
2. Серия упражнений «Забор - окно» - удерживаем под счет от 5 до 10.
Данная серия является опорной для правильного и точного выполнения следующих упражнений под № 3, 4, 5.
3. «Забор – окно» «Прятки».
Высунуть язык вперед и убрать назад в рот.
! Выполняется несколько раз, не закрывая рта «окно», удерживая губы в улыбке.
4. «Забор – окно» «Почистим зубки» движение языка по нижним зубам с внутренней стороны за зубами.
5. «Забор - окно - Блинчик» (широкий язык удерживаем за нижними зубами под счет от 5 до 10).
! Кончик языка дотрагивается до зубов.
+ «Конфетки» - язык упирается в правую, затем в левую щеки.
+ «Забор – окно - Вкусное варенье» - облизнуть несколько раз верхнюю губу (движение языка сверху – вниз).
Упражнения для выработки плавной воздушной струи
«Остуди горячий чай»
При выполнении упражнений обращаем внимание на плавный, спокойный, равномерный вдох – плечи не поднимать.
Выдох через артикуляционное упражнение «Трубочка» - плавный, равномерный, длительный; щеки не надувать.