Ольга Чекушкина
Журнал для родителей будущих первоклассников
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическая готовность к школе. Что это такое?
Родители часто задают вопрос : «Можно ли дома подготовить ребенка к школе?» давайте попробуем разобраться в этом.
Прежде всего, необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимаются не отдельные знания и умения, а их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы.
Публикация «Журнал для родителей будущих первоклассников» размещена в разделах
Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности?» прежде всего это мотивационная, личностная готовность, в которую входят: «внутренняя позиция школьника», волевая готовность, интеллектуальная готовность, а так же достаточный уровень зрительно – моторной координации. Рассмотрим каждую составляющую этого «набора» подробнее.
Хочет ли ребенок идти в колу?
Прежде всего, желания «пойти в школу» и «учиться» существенно отличаются друг о друга. Ребенок может хотеть в школу, потому что его сверстники тоже туда пойдут, потому что к школе он получит новый, красивый ранец, пенал и другие подарки. Однако, это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почетнее, чем малыша, который ходит в детский сад или сидит дома с мамой. Поэтому ваш ребенок и стремится в школу, так как хочет быть взрослым, иметь определенные права, например на ранец или тетрадки, а так же закрепленные за ним обязанности, например, рано вставать, или готовить уроки (которые и обеспечивают ему новое статусное место и привилегии в семье). Пусть он еще полностью не осознает, что, для того, чтобы выучить урок, ему придется пожертвовать, например, игрой, или прогулкой, но в принципе он принимает тот факт, что уроки нужно делать. Именно это стремление стать школьником, выполнять определенные правила и иметь права и обязанности и составляет «внутреннюю позицию школьника».
Важно так же рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, и какие обязанности ложатся на его плечи. Уже пятилетним детям на доступных примерах можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка. Все это способствует формированию у вашего ребенка «внутренней позиции школьника».
Нужно ли уметь читать?
Теперь давайте разберемся, что же такое интеллектуальная готовность. Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа ее – это обучение детей навыкам письма, чтения и счета. Это убеждение, дорогие родители, и является причиной ваших ошибок при подготовке к школе.
Главное – это наличие у ребенка более высокого уровня психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку читать, считать, решать задачи. Для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определенные знаки (рисунки, чертежи, буквы и цифры, которые как бы замещают реальные предметы. Вы можете объяснить ребенку, что, для того, чтобы посчитать, сколько машинок в гараже, не обязательно перебирать сами машинки, можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки – заместители машинок. Дя решения более сложной задачи можно предложить детям построить чертеж, который бы мог представить условие задачки и решить ее на основе данного графического изображения.
Наличие этих внутренних опор, знаков реальных предметов и дает возможность детям решать в уме уже достаточно сложные задачи, улучшать память и внимание, что необходимо для успешной учебной деятельности.
Умеет ли ребенок слушать?
А теперь давайте поговорим о волевой готовности. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, что ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома, давая детям разные несложные задания. При этом обязательно попросите ребенка повторить услышанное, чтобы убедиться в том, что он все правильно понял и запомнил.
Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определенной последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному образцу. Можно так же попросить ребенка подчеркивать или вычеркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают внимание детей, умение сосредоточиться на задании и их работоспособность.