Ирина Сахаревич
Внеклассное занятие в 8 классе «Жизнь и творчество Фёдора Андреевича Рау и наша школа»
▼ Скачать + Заказать документы
ГКОУКО «Калужская школа-интернат № 5 им. Ф. А. Рау»
Внеклассное занятие
Жизнь и творчество
Фёдора Андреевича Рау и наша школа.
Подготовила и провела
Воспитатель высшей
квалификационной
категории
8 «А» и 8 «Б» классов
Сахаревич И. А.
г. Калуга,2023
Цель: ознакомление с фактами из биографии Ф. А. Рау, основавшего школы для обучения глухих детей.
Задачи:
Расширять знания обучающихся о выдающихся педагогах нашей страны;
Обогащать словарный запас обучающихся;
Публикация «Внеклассное занятие в 8 классе „Жизнь и творчество Фёдора Андреевича Рау и наша школа“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классные часы и внеклассные мероприятия в 5-9 классах
- Средняя школа, 8 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Прививать уважение и любовь к своему учебному заведению.
Активизировать и расширять словарный запас.
Развивать речевую и познавательную активность детей.
Оформление и оборудование:
1. Компьютер и экран.
2. Таблицы с цитатами Ф. А. Рау.
3. Папки по развитию речи, тетрадь.
Место проведения-учебный кабинет.
Предварительная работа-изучение словарных слов, знакомство с жизнью и творчеством Ф. А. Рау.
Планируемые результаты:
Ученики продолжат формировать умение выражать свои мысли.
У детей будет формироваться мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Восьмиклассники узнают о Ф. А. Рау, чьё имя носит школа-интернат.
Дети научатся искать необходимую информацию для выполнения учебных заданий, что будет способствовать построению логической цепи рассуждений.
Дети смогут планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, контролировать и оценивать свои действия.
Прогнозируемый результат. Ученики будут проявлять инициативу, самостоятельность и любознательность, активно взаимодействовать со сверстниками и педагогом. Ознакомятся с фактами из биографии Ф. А. Рау
I.Организационный момент.
1)посадка детей.
Воспитатель. Добрый день, ребята! Мне очень приятно вас всех видеть на занятии.
Воспитатель. Ребята, у нас гости. Поздороваемся. (Дети встают, здороваются, садятся на место, хоровое проговаривание). Показываю рукой.
2) проверка слуховых аппаратов.
Воспитатель. За экраном: как ты меня слышишь, Никита?
Как ты меня слышишь, Егор? (посмотреть на ребёнка)
Воспитатель. Вы готовы к занятию?
Где твой аппарат, Илария?
Какой сегодня день недели, Максим?
Что у нас проходит в группе в четверг, Ярослав?
Повтори мой вопрос, Никита.
Ярослав: По четвергам у нас бывают занятия, на которых мы говорим о важном и интересном. Мы изучаем курс «Россия -мои горизонты».
Воспитатель. Повтори, Егор.
Воспитатель. Сегодня мы будем на занятии говорить, слушать и помогать друг другу.
Воспитатель. Кто хочет помочь мне с презентацией?
II. Введение в урок. Сообщение темы урока.
Воспитатель. О чем мы будем говорить сегодня на занятии? Илария. Не знаете? Спросите у меня
Дети: Ирина Анатольевна, о чем будем говорить?
Воспитатель. Посмотрите на экран, кто знает, чей это портрет?
Дети: Это Фёдор Андреевич Рау.
Воспитатель. Повтори, Милана.
Воспитатель. Правильно, это Фёдор Андреевич Рау, человек, который очень много сделал для детей. Одно из основных направлений деятельности Федора Андреевича Рау изучение детей с нарушениями слуха и речи.
Воспитатель. Дима, прочитай тему занятия.
Дима. Жизнь и деятельность Фёдора Андреевича Рау, и наша школа.
III. Основная часть.
Воспитатель. Сегодня наше занятие посвящено жизни и творчеству этого известного педагога. Ребята! Наше сегодняшнее занятие посвящено человеку, имя которого носит наша школа, - Фёдору Андреевичу Рау.
Словарная работа.
Династия – несколько поколений, передающих из рода в род профессиональное мастерство.
Поколение – люди близкого возраста, живущие в одно время.
Курсы – изложение какой-нибудь науки или её отдельной части.
Воспитатель. Представьте себе, если бы Фёдор Андреевич Рау пришел к нам на встречу, о чем бы вы хотели его спросить?
Повтори мой вопрос, Дима.
Воспитатель. Что бы вы хотели узнать?
Дети. наверное, о том, кто его родители, как он учился, где работал.
Воспитатель. Сейчас ребята нам расскажут об этом более подробно. Кто хочет начать? Ярослав!
Рассказ детей о Ф. А. Рау.
1. Ярослав: именно Фёдора Андреевича считают основателем школ для глухих детей. Он родился в Германии в 1868 году в семье рабочего. Рано осиротел. Свою жизнь он решил посвятить педагогике и поступил в учительскую семинарию. Во дворе семинарии находилась школа для глухих детей. Ему было интересно наблюдать за тем, как учат детей в этой школе.
Воспитатель. Продолжи, Дима.
2. Дима: Фёдор Андреевич мечтает, что сам будет учить глухих детей. В 1887 году после окончании семинарии он воплотил свою мечту в жизнь и начал работать в школе для глухих детей. Он составил специальный букварь для таких детей.
Воспитатель. А что хочет сказать Максим Петров?
3. Максим: в 1892 году Фёдор Рау приезжает в Россию, чтобы там организовать школы для глухих. Сначала он работал домашним учителем, а потом открыл частную школу для глухих и организовал работу курсов по исправлению недостатков речи.
Воспитатель. Теперь послушаем Максима Плеханова.
4. Максим: Фёдор Андреевич мечтал о том, чтобы глухие дети почти не отличались от слышащих и могли свободно с общаться с окружающими. Вместе со своей женой Натальей Алексеевной он работал более 20 лет в училище для глухонемых.
Воспитатель. Ты хочешь добавить, Егор?
5. Егор: Именно Фёдор Андреевич был первым директором этого училища. Фёдор Андреевич и Наталья Алексеевна много сделали для того, чтобы глухие дети могли общаться наравне со слышащими, не испытывая затруднений. Умер педагог в 1957 году.
Воспитатель. Ты следишь за занятием, Никита?
6. Никита: Фёдор Андреевич Рау был основателем педагогической династии. Дети, внуки и правнуки продолжают его дело: они учат детей в обычных школах, в специализированных, как наша.
Если во время рассказа дети делают ошибки, исправляем. Остановись, попробуй сказать правильно. Ярослав, помоги сказать правильно.
7. Воспитатель. Собственные дети Фёдора Андреевича сознавали и хорошо понимали всю силу и значение большой работы для глухих детей и стремились быть достойными своих родителей. Однажды, в день юбилея, один из сыновей Фёдора Андреевича, поздравляя его, сказал: «Я боюсь, что не смогу быть достойным своего происхождения». На это Фёдор Андреевич ему ответил словами Шиллера: «Если ты не сможешь сделать что-нибудь большое, то сумей в маленьком деле быть большим».
Повтори, что Фёдор Андреевич сказал сыну, Илария.
Воспитатель. Как вы понимаете эту фразу.
Дети: если мы сами не можем придумать важное большое дело, значит надо стараться участвовать и помогать максимально в любом самом маленьком деле.
Воспитатель Ребята, помните, мы договорились внимательно слушать друг друга. Давайте проверим, как вы слушали. Ответьте на вопросы.
Работа над текстом.
1. Чьё имя носит наша школа? (Наша школа носит имя Фёдора Андреевича Рау)
2. Что основал Фёдор Рау? (Он основал школу для обучения глухих детей).
3. Что составил Ф. А. Рау для глухих детей? (Он составил букварь для детей с проблемами слуха).
4. О чём мечтал талантливый педагог? (Он мечтал, чтобы глухие дети могли свободно общаться со слышащими людьми).
5. Кто продолжил его дело? (Дело Ф. А. Рау продолжили его дети, внуки и правнуки).
Воспитатель. Ребята, сегодня мы говорим о жизни и деятельности очень важного человека, об учителе, чье имя носит школа, в которой вы учитесь, в которой учились родители многих из вас.
Воспитатель. Ребята, слушайте внимательно.
Поднимите руку те, кто помнит где и когда родился Ф. А. Рау?
Поднимите руку те, кто знает, где в школе висит стенд с информацией о Ф. А. Рау?
Поднимите руку те, кто помнит сколько лет Ф. А. Рау работал в училище для глухонемых?
Ответы детей.
Воспитатель. Ребята, кто помнит тему нашего занятия?
Воспитатель. Жизнь и деятельность Фёдора Андреевича Рау, и наша школа.
Воспитатель. Вы молодцы, много уже знаете об истории любимой школе и о человеке, чьё имя носит наша школа.
IV. Рефлексия.
Воспитатель. Педагог Ф. А. Рау много сделал для образования и воспитания глухих детей и его дело осталось с нами на века. Ребята, этого человека уже нет, а почему мы его и сейчас помним?
Дети. Потому что его деятельность и творчество очень важны для глухих детей, в том числе и для нас.
Воспитатель. Почему мы ценим его труд?
Дети. Он учил глухих говорить, много трудов написал для дефектологов, по которым до сих пор повышают своё мастерство наши учителя индивидуальной работы.
Ярослав. мне хочется сообщить известный мне и глубоко трогательный случай из жизни Фёдора Андреевича : – в пору расцвета его деятельности, его друзья из Германии написали письмо, в котором звали его вернуться на родину и работать там, обещая устроить ему хорошее положение и дать место. Фёдор Андреевич ответил : «Нет, я Россию никогда не покину».
Воспитатель. Что ты хочешь добавить, Дима?
Дима. Советами Рау мы пользуемся до сих пор, и мы гордимся тем, что наша школа носит имя этого талантливого человека
Воспитатель. Всем спасибо за работу. Сегодня я вами очень довольна.