Наринэ Диланян
Конспект НОД «Животный мир Воронежского государственного природного биосферного заповедника имени В. М. Пескова»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Животный мир Воронежского государственного природного биосферного заповедника имени В. М. Пескова» направлен на знакомство с окружающим миро
Публикация «Конспект НОД „Животный мир Воронежского государственного природного биосферного заповедника имени В, М, Пескова“» размещена в разделах
- Воронежская область, Воронеж
- Животные. В мире животных
- Заповедники и национальные парки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Природа Воронежской области
- Темочки
м. [/b]Образовательная область – «Познавательное развитие», составлено в соответствии с программой с Программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. Использовались технологии ИКТ.
В процессе занятия происходила интеграция следующих образовательных областей: «Физическая культура», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Безопасность».
Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
– принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей);
– принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес);
– принцип доступности (соответствие возрастным особенностям);
– принцип психологической комфортности.
Цель занятия: Систематизировать первоначальные знания о типичных представителях животного мира Воронежского государственного природного биосферного заповедника имени В. М. Пескова
Задачи:
– формирование представлений дошкольников об уникальности животного и растительного мира природного биосферного заповедника;
– обобщенных способов умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.
– развитие умственных операций сравнения и обобщения;
– развитие познавательного интереса ко всему живому, желание получать новые знания из книг;
– любознательность, наблюдательность фантазию;
– приобретение детьми опыта исследовательской деятельности, формирование умения реализовывать интересы;
– обогатить и закрепить знания детей о животных России, их образе жизни, питании, жилищах, о жизни в разные времена года, о классификации диких животных (травоядные, хищники);
– познакомить со страницами Красной книги России, с дикими животными, занесенными в Красную книгу нашей области;
– воспитывать эмоциональное отношение к животным и растениям Воронежской области;
– воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.
Формы работы с детьми: беседа с рассматриванием изображений страниц из Красной Книги, предварительное чтение художественной и научной литературы, просмотр презентации про заповедники и их обитателей, продуктивная деятельность.
Планируемый результат: дети получат представление о том, для чего созданы заповедники. Обогатятся знания детей о диких животных нашей страны и области, их образе жизни в разные времена года; о классификации диких животных (травоядные, хищники); познакомятся с Красной книгой России, с дикими животными, занесенными в Красную книгу.
План занятия
[/b]1) Вводная часть. Вступление;
2) беседа о Воронежском заповеднике и Красной книге;
3) дидактическая игра «Что нельзя делать в лесу»;
4) загадки;
5) физкультминутка «Весело в лесу»;
6) экологическая викторина;
7) лепка «Лесные жители»;
8) подведение итогов, прослушивание аудиозаписи «Певчие птицы».
Ход занятия
1. Вступление
Воспитатель: На земле существует очень много растений и животных, которые мы с вами можем встретить в лесу, каждый день в парке, или у дома. Есть такие животные, которых вы видели в зоопарке. Но существуют такие растения и животные, которых осталось очень мало. Их называют – редкие растения и редкие животные.
– Как вы думаете, что нужно сделать, что бы эти животные и растения не исчезли совсем?
(выслушать ответы детей)
– Правильно, их нужно беречь. А так же охранять. Для этих целей создали заповедники. Как вы думаете, что такое заповедник? Это место, где природа под охраной человека. Там работают ученые. В этом месте нельзя вредить природе. В заповедник приезжают только на экскурсию, что бы познакомиться с красотой заповедных мест.
– Вот и сегодня мы совершим путешествие в один из таких заповедников. А отправимся мы в Воронежский заповедник. Он находится на границе Липецкой и Воронежской областях. Воронежский заповедник – один из старейших заповедников страны. Посмотрите, как там красиво. (слайды)
2. Беседа о заповеднике и Красной книге. (на экране показ слайдов)
– Как вы думаете, почему сосновый бор называется заповедником?
– Он называется заповедником, потому что взят под охрану, а большинство животных внесено в Красную книгу. Почему же книга называется Красной?
– Этот цвет означает, что все виды занесенные в книгу, нуждаются в особенном внимании человека, его заботе и бережном отношении. Красный– самый яркий цвет в палитре, привлекающий внимание. Красная книга издается в красной обложке, но ее страницы разного цвета. На черных находятся животные, которые уже вымерли, на красных – редкие и вымирающие, на желтых – те, которые еще распространены, но их количество быстро сокращается. Белые страницы для тех животных, которых всегда было мало, а серые – для живущих в труднодоступных районах и малоизученных представителей флоры и фауны. Зеленые страницы – самые приятные, на них размещают животных, которых удалось спасти.
– В заповеднике живут белки, зайцы, бобры, лоси, множество птиц. Зимой животным очень трудно, все засыпано снегом, и отыскать пищу становится невозможно. Вот тут и приходят на помощь люди, помогающие животным кормушками. Когда наступят после зимы весна, а затем и лето – животные снова смогут самостоятельно питаться в лесу. Многие звери, живущие в заповеднике, занесены в Красную книгу.
– Но прежде чем отправиться в лес, следует вспомнить правила поведения на природе.
3. Дидактическая игра «Что нельзя делать в лесу» (слайды и чтение стихотворений)
а) нельзя оставлять мусор
–Весь мусор положи в пакет и забери с собою –
Ведь за тебя его никто не уберёт.
Не разбивай бутылки под ногою –
Поранятся и люди, и лесной народ.
А если вдруг осталась пища от обеда –
Ты аккуратно всю сложи под куст.
И житель леса, плотно пообедав,
К тебе исполнен будет светлых чувств.
б) нельзя разжигать костры
–Не разводи костёр ты, где попало.
А то погибнет лес – и всё пропало.
Ты лучше разожги его на месте старом,
Где кто-то разводил уже огонь.
Чтобы пикник не кончился пожаром –
Подальше от деревьев отдых свой устрой.
в) нельзя вредить животным
Ты комаров не проклинай, ругая белый свет, -
В лесу животных бесполезных нет.
Без них нарушится баланс –
Природа знает лучше нас.
Не обижай, кого увидеть привелось,
И помни, что в лесу ты – гость.
г) нельзя собирать много цветов
Ты цветок прекрасный увидал
И его немедленно сорвал.
Не прошел и день, а он завял.
Щелкнуть лучше бы его на память
И в лесу, чтоб любовались все, оставить.
– Зная, что такое Красная Книга и заповедник, познакомимся поближе с его обитателями
4. Загадки. (На экране животные – отгадки)
1. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Олень)
– Молодцы! Что вы знаете про оленя?
– Олени пасутся семьями: мама и детеныш. С весны и до весны они всегда вместе. Она подкармливает всю зиму малыша молоком, пока не появится травка. А весной семья расходится. Поедают они молодые побеги кустарников.
2. Есть на речках лесорубы,
В серебристо- бурых шубах,
Из деревьев, веток, глины,
Строят прочные плотины. (Бобры)
– Рассказ про бобра:
Бобер – крупный грызун. Мех бобровый ценится очень дорого, охота на них запрещена. Бобры занесены в Красную Книгу. Бобр– прекрасный лесоруб. Они подгрызают деревья, и тащат их к реке, строя плотины.
3. Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
– Расскажите, что вы знаете о белках.
– Белки живут в дупле, у них теплая шубка. У белки такие лапки, которыми хорошо хвататься за сучья деревьев и срывать орешки. С помощью хвоста, который как парашют, она переносится с ветки на ветку.
4. Очень сильный и высокий
По колено снег глубокий.
Не олень, но он рогатый,
Все зовут его сохатый. (Лось)
–Рассказ про лося
Лоси – огромные травоядные животные. Питаются летом травой и листьями, а зимой веточками, корой и хвоей. Работники заповедника подкармливают их сеном.
Но это еще не всё. Познакомимся с остальными обитателями Воронежского заповедника. Продолжим нашу экскурсию. (Показ слайдов)
– А теперь, ребята, отдохнем.
5. Физкультминутка
«Весело в лесу»
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли. (Прыжки на месте)
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык? (Ходьба на месте)
Вот лиса идёт по лесу
Кто ж там скачет интересно? (Потягивание- руки вперёд)
Чтоб ответить на вопрос
тянет лисонька свой нос. (Прыжки на месте)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе? (Бег на месте)
Тренировки помогают!
И зайчишки убегают. (Ходьба на месте)
Вот голодная лисичка
Грустно смотрит в небеса. (Потягивание- руки вверх)
Тяжело вздыхает, (Глубокий вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Садится, отдыхает)
6. Экологическая викторина. (2 команды, на экране слайды с вариантами ответов)
1. «Найди медоносное насекомое»
2. «Назови животных»
3. «Чей след»
4. «Чем питаются»
5. «Узнай чей клюв»
6. «Где у кузнечика ухо»
7. «Какое животное собирает грибы спиной»
8. «Какая лесная птица считается самой умной»
7. Лепка «Лесные жители».
– Теперь ребята, каждый из вас себе на память о Воронежском заповеднике слепит из пластилина лесного жителя, который больше всего вам понравился во время нашего путешествия (выбор животного).
8. Подведение итогов. Прослушивание аудиозаписи «Певчие птицы».
–Дети, вам понравилось наше путешествие?
– Где мы с вами побывали? С кем познакомились? Что нового узнали?
– Пришла пора возвращаться в наш детский сад, попрощаемся с заповедником.
–Наше путешествие подошло к концу, напоследок послушаем пение птиц (включается аудиозапись «Певчие птицы»).
Воспитатель благодарит детей за сотрудничество.