Снежана Сергеевна Гарбуз
Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе «Земля, где я живу»
▼ Скачать + Заказать документы
Земля, где я живу
Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе
Тема: «Земля, где я живу».
Цель: Формирование гражданско-патриотических чувств.
Задачи:
Публикация «Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе „Земля, где я живу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Расширить знания детей о хакасской земле, её географическом расположении, климате, полезных ископаемых, о пользе природных ресурсов для людей (Саяно-Шушенская ГЭС, заводы, фабрики, Хакасии, о красивых уголках природы (озера, реки, горы).
• Учить выразительно читать стихи хакасских поэтов. Запоминать название хакасских слов. Развивать монологическую речь. Уметь выражать особенности хакасской речи в стихах, песнях.
• Чувствовать хакасскую музыку, её колорит, напевность. Передавать ритмический рисунок хакасского танца.
• Вызвать интерес к хакасскому народному творчеству через аппликацию. Передавать орнамент узора на хакасской одежде. Учить детей симметричному вырезыванию. Развивать мелкую моторику рук.
• Прививать любовь и уважение к земле наших предков. Воспитывать чувство гордости за наш край.
Словарная работа: курганы, стелы, молибден; разучивание хакасских слов: олганар- дети, аалдчи- гости, сигидек- безрукавка, агас иб- юрта, тон- шуба, сурмес- много косичек, низ- до очага, пазы- после очага.
Предшествующая работа: разучивание хакасских стихов, песен, танца. Изготовление заготовок для аппликации.
Развивающая среда: мультимедиа, костюмы, национальный интерьер жилища : (подушки, ковер, образцы хакасского узора, бумага, ножницы, клей, диск с хакасской мелодией.
Ход занятия : Дети в национальной одежде под хакасскую музыку входят в зал, рассаживаются на ковре на подушки. Здороваются:- Изенер алганар! Изенер аалчи!
Ребенок читает стихотворение о Хакасии.
-Хакасия – край мой!
Родные просторы,
Вы мне улыбаетесь морем огней
Широкие степи
Высокие горы
Навеки в душе
Сохранятся моей!
Хакасия будь же всегда светла
День ото дня моложе
Мы подрастем и в твои дела
Труд наш и сердце вложим.
-Сегодня мы поговорим о земле, на которой мы живем.
-Как называется наша республика и кто её коренные жители? (Хакасия, хакасы).
-Как называется жилище хакасов? И как произносится по хакаски? (юрта - агас иб).
-На какие части делится юрта? (на женскую и мужскую половину)
-Что находится на женской и мужской половине? (на женской - посуда, хозяйственная утварь, сундук с женской и детской одеждой, украшения; на мужской - оружие, седла, сбруя, сундук с мужской одеждой).
-Как называется место до очага и после очага? (низ- до очага, пазы - после очага, священное место)
Песня на хакасском языке (исполняет Вика).
Тореен тилим хакас тилим,
Ундулбасын хачан даа,
Синин силиг состериннен
Чоохтан чорербин хайда даа
-Хакасский язык мой родной язык,
Никогда его не забудешь,
Твои красивые слова будем говорить везде (вот о чем говорится в этой песне).
-О красоте и богатстве нашей республике расскажут Таня и Егор (включаем мультимедио) :
Таня:- Сегодня я рано встала и пошла бродить по родной земле. Я иду, вольно ступаю по родной земле, и вот останавливаюсь на горбатом носу крутой, скалистой горы Хыр Тигей, подол которой омывает река Ах суг. Ласковый ветер приносит запах хвойных деревьев, и я жадно вдыхаю его полной грудью.
-А сколько у нас таких красивых уголков природы! Туристы из разных районов страны любят бывать в нашей республике. Они сплавляются по рекам, катаются в летнее время на снежниках. Посещают пещеры, купаются и загорают на озёрах Шира, Иткуль, Белё.
Егор:- Большую часть Хакасии занимают степи. Там много курганов. На них высятся загадочные каменные стелы. Каменные стелы и курганы- это далекое прошлое и гордость нашего народа. Их сравнивают с египетскими пирамидами. Нас поражает разнообразие каменных стел. Поражает и то, что с каждым годом в Хакасии находят все новые и новые изваяния. Такое количество каменных стел производит впечатление, будто они произрастают из земли. Они загадочны и притягательны.
А какие полезные ископаемые находятся в недрах нашей республики! Большие залежи угля находятся около города Черногорска. Поэтому в этом городе много угольных шахт. А железную руду добывают в Аскизском, Таштыпском районах и много- в Абазе. Молибден добывают недалеко от города Сорска. Теперь этот город знают по всей России. Самый известный материал - саянский мрамор. Он используется не только в нашей республике, но ещё отравляется в другие страны мира.
Около половины территории Хакасии занимает лес. Лес даёт много строительного материала. Кроме того, в лесах водится много диких животных: соболь, лиса, медведь, волк, заяц, бобр, горностай, ласка, колонок, хорёк, норка, росомаха, барсук и выдра.
Таня: - Река Енисей – многоводная река. На ней построены Саяно – Шушенская и Майнская ГЭС. Они снабжают электроэнергией заводы фабрики Хакасии и другие районы Сибири.
Я иду по родной земле.
Физминутка на хакасском языке:
-Эй, хус хачахтар,
Чохыр ах анычахтар,
Минзер чоны лысар,
Аалчы полазар,
Хайна, хайна потхычах
Пула чонны тосхырдах.
-Варись, варись кашечка.
Эй, звери, птицы, собирайтесь ко мне!
Гостями будете.
Варись, варись, кашечка, побыстрей варись!
Этих зверей накорми досыта.
-Свою любовь к хакасской культуре мы выражаем в песнях, стихах и танцах.
Танец с платками (исполняют дети в национальных костюмах).
Песня о хакасской песне (исполняют Оксана и Полина).
Красота природы нашей земли отражается и в костюмах хакасского народа, узорах.
-Посмотрите, как красив хакасский наряд!
-Какую одежду носят женщины? (платья, украшенные узором, паго, безрукавки – сигидек, на голове женщины носят платки, а незамужние девушки могли носить и шапочки).
-Как женщины и девушки заплетали косы? (замужние – одну косу, вдовы – две, а незамужние девушки – много косичек – сурмес).
-Что носят мужчины? (рубахи, безрукавки, шубы – тон)
Звучит хакасская мелодия, входит женщина в национальном костюме.
-Изенер алганар, изенер аалчи! Меня привлекло звучание вашей песни, звуки моей родной речи. - Ребята, а вы зачем здесь собрались?
-Поговорить о земле, на которой живем, о красоте её природы.
-Я вижу, вы одеты в хакасскую национальную одежду, но не у всех на платьях и рубахах есть узор. Предлагаю украсить одежду основным элементом хакасского узора – трилистником. – Какие цвета преобладают на узоре? (красный, желтый, зеленый, синий)
-Если посмотреть на правую и левую сторону узора, какие они? (симметричные)
-Значит, мы будем вырезать узор путем сложения листа пополам, а поможет нам трафарет. Трафарет прямой линией кладём к линии сгиба и обводим по контуру, затем вырезаем и наклеиваем (показ, выполнение детьми)
-Посмотрите, какие красивые узоры у нас получились! Покажите их гостям.
-Приглашаем гостей на чаепитие! Предлагаем отведать чай из трав и хакасское национальное блюдо – талган!