Владимир Берлин
Здоровый образ жизни в детском саду и дома
▼ Скачать + Заказать документы
Дети, как известно, продукт своей среды - она формирует их сознание,
привычки. Поэтому здоровый образ жизни необходимо формировать именно
начиная с детского возраста : забота о собственном здоровье, как основной
ценности станет естественной формой поведения. Так что же такое здоровье?
Казалось бы, самый простой ответ должен гласить, что здоровье - это
отсутствие болезней. Но для объяснения ребёнку этого недостаточно.
Здоровье - это счастье! Здоровье - это когда ты весел и всё у тебя получается.
Публикация «Здоровый образ жизни в детском саду и дома» размещена в разделах
Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В
формировании понятий о здоровом образе жизни, нужно дать понять детям,
что нужно делать, чтобы быть здоровым? Нужно хотеть и уметь заботиться о
здоровье. Если не следить за здоровьем, можно его потерять.
Сохранение здоровья и укрепление иммунитета ребенка в дошкольном
возрасте являются важным условием формирования здоровой личности. До 7
лет человек проходит большой этап своего развития, который больше не
повторится за всю его жизнь никогда. Именно в это время идет усиленное
формирование органов, от которого, по сути, зависит дальнейшая жизнь
маленького человека. Поэтому ведение ЗОЖ в детском саду играет
важнейшую роль в развитии ребенка.
Формирование любви к здоровому образу жизни, к полезным привычкам,
сохранение и укрепление здоровья — одни из основных задач учреждения, где
ребенок проводит максимальное количество времени, — детского сада.
Оздоровление в детском саду предусматривает целый ряд мероприятий:
утренняя гимнастика, прогулки и экскурсии, продуманное питание,
разнообразные дидактические игры, способствующие познаванию основ ЗОЖ
и его составляющих, а также множество повседневных занятий, приучающих
ребенка заботиться о своем здоровье. Но формирование здорового образа
жизни должно проводиться не только силами педагогов, воспитателей,
психологов. Это большая цепочка, в которую обязательно должны быть
включены родители. Что же они могут сделать для этого? Обеспечить
необходимые условия здорового образа жизни.
• Прогулка. Прогулка является одним из существенных компонентов
режима. Это наиболее эффективный вид отдыха, хорошо
восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные
ресурсы организма, и в первую очередь – работоспособность.
Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости
организма и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда
нормализуется аппетит и сон. Прогулка должна проводиться в любую
погоду, за исключением особо неблагоприятных условий. При этом
одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим
требованиям. Во время прогулки нельзя допускать, чтобы дети
длительное время находились в однообразной позе, поэтому
необходимо изменять их вид деятельности и место игры. Хорошо
сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми.
• Питание. В рационе ребенка должны присутствовать овощи, фрукты,
каши, молочные продукты. При этом любое принуждение недопустимо.
Необходимо включать в рацион продукты, богатые витаминами А, В, С
и Д, минеральными солями (кальцием, фосфором, железом, магнием,
медью, а также белком. Немаловажное значение имеет режим питания,
то есть соблюдение определенных интервалов между приемами пищи.
• Соблюдение личной гигиены. Ребенку необходимо усвоить все
основные гигиенические навыки, понять их важность и привыкнуть
систематически выполнять их правильно и быстро. Лучше всего подать
личный пример (уход за зубами дважды в день, мытье рук, подмывание,
купание, смена белья).
• Регулярное закаливание. Необходимо активно использовать целебные
природные факторы окружающей среды: чистую воду,
ультрафиолетовые лучи солнечного света, чистый воздух, фитонцидные
свойства растений, так как естественные силы природы представляют
собой привычные компоненты окружающей среды и необходимы для
жизнедеятельности организма.
• Соблюдение режима дня. Рациональный режим помогает работать
всем органам также согласно режиму. Правильно организованный
режим дня оптимально сочетает период бодрствования и сна детей в
течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности,
отдыхе, двигательной активности и др. Режим дисциплинирует детей,
способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к
определенному ритму.
• Спокойствие и любовь. Здесь можно выделить 2 аспекта: спокойствие
должно царить в семье и сохраняться в детском саду. Ребенку
необходим спокойный, доброжелательный психологический климат в
семье. Он должен знать, что дома его ждут и любят, тогда он сможет
справиться с любой задачей. Что касается дошкольного учреждения, то
поддержание мира и покоя обеспечивает в первую очередь воспитатель.
Кроме того существует психолог, который помогает разрешить сложные
ситуации.
• Формирование интереса к оздоровлению. Чем раньше ребенок получит
представление о строении тела человека, узнает о важности
закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет
приобщен к здоровому образу жизни. Необходимы развивающие игры,
интересные рассказы о хорошем и плохом с подведением итогов.
Родителям следует помнить о том, что они являются примером для
подражания во все периоды жизни для их малыша, и от того как поведет себя
мама или папа в той или иной ситуации зависит поведение и построение
жизненных принципов ребенка.