Курашкина Анастасия Валерьевна
Здоровьесозидающие технологии как основа всестороннего развития старших школьников
▼ Скачать +Заказ
В современных условиях дошкольного образования, с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья ребенка. Ребенок проводит большую часть времени в образовательном учреждении, поэтому от грамотного планирования развивающей среды, будет зависеть развитие, становление, оздоровление воспитанников.
Публикация «Здоровьесозидающие технологии как основа всестороннего развития старших школьников» размещена в разделах
- Здоровье. Мероприятия по теме здоровья для школьников
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Старшая группа
- Старшая школа. 10-11 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Создавая здоровьесозидающую среду, необходимо учитывать требования СанПиН и помнить, что она
выполняет множество педагогических функций: образовательную, развивающую, воспитывающую,
стимулирующую, организационную, коммуникативную. Образовательная среда должна способствовать
сохранению физического и психического здоровья детей, стимулировать их к самостоятельной
деятельности и творческой активности.
Проявление широкого интереса к здоровьесозидающим педагогическим технологиям, не
означает, что это совершенно новое явление. Подавляющее большинство методов, приемов прошли
апробацию в течение многих десятилетий, оттачивались и совершенствовались тысячами специалистов в
рамках традиционных технологий. Однако на фоне общего роста детской патологии обострилась проблема
гармонизации наработанных методик, придания им качественно новых свойств и обеспечения
применяемости широким кругом педагогов. Данная проблема рассматривается в работах Н. К. Смирнова,В. Д. Сонькина и др.
Современными здоровьесозидающими технологиями, используемыми в детском саду, в
соответствии с ФГОС ДО, являются технологии, направленные на решение приоритетной задачи
современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья
субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей [1, с. 293].
Здоровьесозидающая технология относится к качественной характеристике любой педагогической
технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения
здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов. Данные
технологии можно рассматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех
принципов, приемов, методов педагогической работы [2, с. 59].
Целями здоровьесозидающих технологий в ДОО являются :
1)Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику
детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка
к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его,
валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать
задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной
медицинской, психологической самопомощи и помощи.
2)Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры
профессионального здоровья воспитателей ДОО и валеологическому просвещению родителей.
Здоровьесозидающая среда в дошкольном образовании, направлена на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья
субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
В соответствии с одной из задач исследования, нами была разработана развивающая программа
всестороннего развития старших дошкольников.
Разрабатывая развивающую программу, мы ориентировались использование здоровьесозидающей среды в плане всестороннего развития старших дошкольников, и определили цель программы следующим образом: систематизировать работу ДОО по всестороннему развитию старших дошкольников с учетом наиболее эффективных условий организации.
Задачи:
1)Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка. Они способствуют гармоничному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций организма посредством закаливания, повышению устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным
воздействиям внешней среды, увеличению работоспособности ребенка.
2)Образовательные задачи предполагают формирование навыков ЗОЖ у детей и родителей посредством внедрения основных его принципов в практику; создают благоприятные условия для укрепления опорно-двигательного аппарата; совершенствуют реакции терморегуляции и закаливания организма;
обеспечивают физическое, психическое и эмоциональное развитие каждого ребёнка; организуют просветительскую и профилактическую работу по вопросам ЗОЖ с родителями и педагогами.
3)Воспитательные задачи. С раннего возраста у детей важно воспитывать любовь к занятиям физическими упражнениями, интерес к спорту. В процессе образования детей в области физической культуры имеются большие возможности для осуществления нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания. Физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками может оказывать значительное влияние на становление личности ребенка [1, с. 293].
Данная программа была разработана в соответствии со следующими принципами:
1) Общепедагогические принципы: осознанности и активности; принцип систематичности и последовательности; принцип повторения двигательных навыков; принцип наглядности; принцип доступности
и индивидуализации.
2)Принципы, отражающие закономерности физического воспитания: принцип непрерывности;
принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий; принцип цикличности;
принцип возрастной адекватности процесса физического воспитания; принцип всестороннего и гармонического развития личности.
3)Принципы оздоровительной направленности : комплексность использования профилактических
и оздоровительных методик и технологий с учетом состояния здоровья воспитанников, экологических и
климатических условий; непрерывность и системность проведения профилактических и оздоровительных
мероприятий; максимальный охват всех нуждающихся в оздоровлении воспитанников; интеграция программы профилактики и оздоровления по возможности в образовательный процесс ДОО.
Методы: физкультурные занятия, подвижные и спортивные игры, ритмопластика, динамические
паузы, физкульминутки, самомассаж и др.
Критерии и показатели эффективности Программы:
1)Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОО.
2)Взаимодействие специалистов ДОО в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками специализированных групп.
3)Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОО.
4)Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.
5)Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесозидающего образовательного пространства в ДОО и семье.
6)Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.
Условия реализации программы: для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении в ДОО необходимо создание здоровьесозидающей среды включающей :
оборудованный спортивный зал со спортивным инвентарем; спортивная площадка для подвижных и спортивных игр; в каждой группе - центры двигательной активности; музыкальный зал; кабинет медицинского
работника с изолятором для экстренных случаев.