Ольга Осипова
Здоровьесбережение детей в дошкольных учреждениях (из опыта работы)
▼ Скачать +Заказ
Самый драгоценный дар, который человек получил от природы - это здоровье. Какой совершенной ни была бы медицина, она не может избавить каждого от болезней. "Здоровье каждому человеку дает физкультура, закаливание, здоровый образ жизни!" - эти слова принадлежат великому отечественному хирургу, ученому, академику Н. М. Амосову.
Учёные доказали, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину от образа жизни. Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых берут своё начало с дошкольного возраста.
Публикация «Здоровьесбережение детей в дошкольных учреждениях (из опыта работы)» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
Поэтому особо важной становится задача сохранения и укрепления здоровья детей в процессе дошкольного образования и воспитания. Эта задача должна решаться не только с помощью медицины, но и с использованием педагогических методов.
Учиться управлять своим здоровьем следует с самого рождения, и успех такого обучения на начальном этапе зависит от знаний и умений воспитателей и педагогов.
Мы должны воспитывать здоровьесберегающее сознание детей, включающее в себя элементарные знания о своём организме, методах его закаливания, стремление заботиться о своём здоровье, вести здоровый образ жизни.
Дошкольный возраст – это уникальный возраст для развития личности. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное и психическое развитие. Для педагогов дошкольных учреждений и родителей детей дошкольного возраста важнейшее значение имеет сохранение, поддержка и развитие физического и психического здоровья ребенка. Привычки закладываются в начале жизни и свидетельствуют о том, что физически активные дети, как правило, чаще становятся физически активными взрослым.
Здоровьесбережение ребёнка – это одна из приоритетных задач в педагогике. Как научить ребёнка беречь своё здоровье? Что значит быть здоровым? Как же нам вырастить здоровое поколение?
Что же мы можем предложить детям в детском саду, используя наши возможности, создав определённые условия, а их большое количество.
Мы ежедневно в работе с детьми используем такую форму работы, как:
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ. Они являются мощным средством повышения работоспособность коры головного мозга; развивают психические способности: мышление, память, воображение; стимулируют творческие способности, фантазию, речь; способствуют овладению навыкам мелкой моторики; снимают тревожность.
ЗРИТЕЛЬНЫЕ ПАУЗЫ. Зрительная гимнастика даёт возможность справиться со значительной зрительной нагрузкой; улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаза; укрепляет мышцы глаз. Тренировочные упражнения для глаз можно и нужно проводить несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающей напряжение.
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ГИМНАСТИКИ.
Дыхательная гимнастика является хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания; развивает несовершенную дыхательную систему ребёнка; положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении; способствует восстановлению нормального крово – и лимфоснабжения.
ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА.
Ещё одной формой приобщения детей к здоровому образу жизни и оздоровительного режима, является ежедневное использование в работе с детьми корригирующей гимнастики после дневного сна, закаливающие процедуры и упражнения для профилактики плоскостопия, хождение по массажным дорожкам. Всё это вызывает у детей положительные эмоции и помогает быстрее войти в активное состояние после сна, нормализовать кровообращение, снять вялость и сонливость.
ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ.
Динамические паузы развлекают детей, создают благоприятную для обучения атмосферу, несут элементы релаксации, снимают нервное напряжение от перегрузок, объединяют детей между собой, способствуют взаимодействию, воспитывают и прививают навыки общения, обучают новым умениям и знаниям, развивают внимание, речь, мышление.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.
незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры.
РЕЛАКСАЦИЯ.
Умение расслабиться помогает детям снять возбуждение, умственное и мышечное напряжение, устранить беспокойство, скованность, сконцентрировать внимание. Полная мышечная релаксация (расслабление) оказывает положительное влияние на психику ребенка, на его душевное равновесие.
СКАЗКОТЕРАПИЯ.
Сказкотерапия налаживает связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, переносит книжные, волшебные смыслы в реальность. Основной принцип метода — духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе. Сказка не только учит, но и лечит.
САМОМАССАЖ.
Игровой самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
Как совокупность в укреплении здоровья – это личная гигиена, проветривание, режим питания, обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни. Ну и конечно это работа с родителя : оформление папок-передвижек в групповых комнатах по вопросам физического воспитания дошкольников, открытое мероприятие с участием родителей, приобретение мелкого спортивного инвентаря для проведения ОРУ, рекомендации и беседы.
Комплексное применение здоровьесберегающих технологий повышает результативность и эффективность физкультурно — образовательного процесса, укрепляет здоровье детей и формирует стойкую мотивацию к здоровому образу жизни.
Счастливый ребёнок — это здоровый ребёнок. Здоровье является условием гармоничного развития личности, её психического, духовно — нравственного, социального и физического совершенствования, а также становится залогом успешной и достойной жизни в дальнейшем.
На этом моё выступление закончено. Благодарю за внимание!