Арина Коровцева
Здоровьесберегающий образовательный проект «Здоровые ножки бегут по дорожкам»
ВВЕДЕНИЕ
«Береги здоровье смолоду» – эта народная мудрость отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми – это одна из основных задач не только родителей, но и дошкольного образовательного учреждения.
По данным, опубликованным в государственном докладе «О состоянии здоровья населения РФ», 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные нарушения в состоянии здоровья, в том числе и нарушения опорно-двигательного аппарата.
Публикация «Здоровьесберегающий образовательный проект „Здоровые ножки бегут по дорожкам“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Массажные коврики, дорожки здоровья
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Большое влияние на формирование осанки ребёнка оказывает состояние его стоп. Плоскостопие часто сопровождается болями в стопах, голенях, повышенной утомляемости при ходьбе, затруднении при беге, прыжках, ухудшении координации движений, перегрузкой суставов нижних конечностей. Поэтому очень важным на сегодняшний день является формирование у детей знаний о значимости профилактических мероприятий по плоскостопию, убеждений в необходимости сохранения и укрепления своего здоровья. Значимость применения данного проекта определяется решением задач оздоровления дошкольников, создания прочной основы для воспитания здорового ребёнка.
Тип проекта : познавательно-оздоровительный.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, инструктор по ФК.
Цель проекта : создание условий для профилактики и предупреждения плоскостопия у детей в процессе оздоровительной работы; профилактика плоскостопия у детей с использованием упражнений в игровой форме; сохранение и укрепление здоровья дошкольников;
Задачи:
• Создать условия для формирования знаний о здоровой стопе;
• Знакомить с доступными способами укрепления здоровья;
• Разработать и совместно с ребятами апробировать систему мероприятий, направленных на профилактику плоскостопия.
I ЭТАП ПРОЕКТА
Девиз этапа: «Я здоровье сберегу, сам себе Я помогу!»
На первом этапе проекта происходит ознакомление ребят с причинами и факторами, влияющими на развитие плоскостопия:
• наследственность
• ношение «неправильной» обуви
• чрезмерные нагрузки на ноги
• травмы стоп.
Знакомство с самомассажем стоп:
1. Подошву и тыльную сторону стопы растираем по направлению от пальцев к голеностопному суставу; продолжительность около 30 секунд.
2. Пальцами обеих рук разминаем и растираем основания пальцев ног с подошвенной стороны (30 — 60 секунд, затем — пятку (30 — 60 секунд).
3. Поглаживающим движением массируем стопу (от носка к голеностопному суставу, охватывая ее обеими руками со всех сторон (30 секунд).
4. Охватываем ногу в области лодыжки двумя руками и выполняем глубокое массирующее поглаживание от голеностопного до коленного сустава (10 — 15 раз, затем проводим в том же направлении разминание (10 — 15 раз) и снова поглаживание (10 — 15 раз).
5. В заключение приемом поглаживания массируем, охватывая ногу обеими руками со всех сторон, от голеностопного сустава до коленного сустава (10 раз).
Тот же комплекс самомассажа проделать на другой ноге.
Знакомство с плантографией:
Плантография – отпечаток стопы. В дальнейшем рисунки с отпечатками стоп ребят мы показываем на родительском собрании родителям, где мы будем говорит о проблеме профилактики плоскостопия.
На пол помещается чистый лист бумаги. Ступни ног покрываем жирным кремом, либо гуашью. «Испачканными» ногами мы встаем на лист бумаги. Спину дети должны держать прямо, ноги сведены вместе, масса тела должна распределиться равномерно, ребенок должен задержаться в этом положении несколько секунд. На бумаге должен остаться четкий отпечаток его стопы.
Далее ребята проводят сравнение своих отпечаток стоп с изображениями правильной стопы и с изображениями с нарушением сводов стопы.
II ЭТАП
Девиз этапа: «Игры, которые лечат!»
Физкультурное мероприятие по профилактике плоскостопия: «Здоровые стопы – здоровый организм».
1. «МЯЧ НОГАМИ»
В парах. Дети садятся на пол напротив друг друга и, слегка откинувшись назад, опираются на руки. Хватают ногами теннисный мяч и перебрасывают его друг другу. Ловить мяч руками нельзя.
2. «ХУДОЖНИК»
Карандашом, зажатым пальцем правой стопы, ребенок рисует различные фигуры на листе бумаги (круг, треугольник, квадрат и т. д., придерживая при этом лист бумаги левой ногой. Через 30-50 секунд – смена ног.
3. «СБОРЩИК»
Ребята собирают пальцами одной ноги различные мелкие предметы (например, карандаши, разложенные на полу.
Обязательна смена ног.
4. Эстафета «ПОМЕНЯЙСЯ МЕСТАМИ»
Дети строятся в 2 колонны.
По сигналу игроки, стоящие в колонне первыми, добегают до обруча, берут из него ногой платочек и прыжками на другой ноге добираются обратно. Передают эстафету (в виде платочка) другому игроку. Другой игрок, зажав платок пальцами ног, прыжками добирается до обруча, кладет в обруч платок и бежит обратно, передавая эстафету следующему игроку (задеть по плечу).
Методические указания: следить за правильным хватом платочка, мягким приземлением во время прыжков.
5. «ГОНКА ПО КРУГУ»
Дети сидят на полу по кругу, ногами в центр, с опорой рук сзади. У каждого второго или третьего игрока в ногах находится кубик. По сигналу дети начинают передавать ногами кубик по кругу.
Ребенок, у которого оказалось более двух предметов – выбывает из игры.
6. «РЕЗВЫЙ МЕШОЧЕК»
Для игры необходима веревка с небольшим грузом на конце (например, набивной мешочек).
Играющие становятся в круг. Водящий стоит посередине. Он вращает веревку с грузом на конце. Дети следят за веревкой и при ее приближении стараются перепрыгнуть через нее.
Пойманный ребенок выбывает из игры.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
Данный проект имеет педагогическую ценность в практической деятельности не только инструкторов по физической культуре, но и так же воспитателей.
Проект не несет в себе больших финансовых затрат и не требует специальных помещений, к тому же удачно вписывается в современное зонирование пространства в группах детского сада.
Также ценность данного проекта состоит в дальнейшей совместной деятельности воспитанников с педагогами и, конечно же, с родителями. Нам так же важна заинтересованность родителей в здоровье своих детей.