Ковальчук Людмила
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-дефектолога
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя – дефектолога.
В настоящее время все более востребованными в деятельности дошкольного учреждения становятся такие педагогические технологии, которые, помимо педагогического эффекта, предполагают охрану здоровья и безопасность воспитанников. Возникла необходимость применения новых технологий здоровьесбережения и учителем-дефектолога в коррекционной работе с детьми. В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить :
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-дефектолога» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
1). Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход.
2). Творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени является насилием над собой и другими.
3). Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок - субъект образования и обучающего общения должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.
4). Построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Прежде всего, переход от совместных действий к самостоятельным, от развернутых поэтапных действий к свернутым и автоматизированным.
5). Учет системного строения высших психических функций. При формировании базовых функций педагогу важно принимать во внимание все входящие в данную функцию компоненты, их готовность к формированию новой функции.
6). Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Учитель-логопед может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени.
7). Рациональная организация двигательной активности, обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей.
Использование здоровьесберегающей технологии на коррекционных занятиях позволяет решить несколько задач:
• Сохранять и укреплять здоровье детей как ведущий фактор, позволяющий полноценно усваивать коммуникативные навыки, развивать и активизировать познавательную деятельность ребенка.
• Создавать благоприятный климат и рациональный режим для детей снимать напряжение, восстанавливать работоспособность.
• Улучшать концентрацию внимания, переключение с одного вида деятельности на другой.
• Знакомить детей с простыми приемами по сохранению собственного здоровья.
В практической деятельности выделяются 3 вида современных здоровьесберегающих технологий :
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья : динамические паузы, подвижные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, расслабляющая гимнастика.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни : проблемно-игровые треннинги, коммуникативные игры, массаж, самомассаж.
3. Коррекционные технологии : артикуляционная гимнастика, технологии коррекции речи, психогимнастика, фонетическая ритмика, логоритмика, коррекция моторной неловкости, развитие графомоторных навыков.