Ермакова Татьяна
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-дефектолога для снижения утомляемости
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-дефектолога, направленные на снижение утомляемости.
Работаю учителем – дефектологом в группе компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью.
Приоритетным направлением своей коррекционно - педагогической деятельности считаю использование здоровьесберегающих технологий в работе.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-дефектолога для снижения утомляемости» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
Здоровьесберегающие технологии – это система, направленная на сохранение, укрепление и развитие духовного, эмоционального и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. При этом необходимо выполнение как минимум 4 требований:
1. Учет индивидуальных особенностей ребенка.
2. Организация учебной деятельности.
3. Создание комфортных условий на занятии.
4. Индивидуально – дифференцированный подход.
Наши дети «особенные». Нарушение интеллекта создает нашим воспитанникам множество проблем, они с трудом воспринимают окружающий мир, более замкнуты, труднее видят эмоции, чувства, настроения, менее уверены в себе. Одна из главных задач в воспитании таких детей – это создание благоприятных условий для сохранения и улучшения здоровья.
В своей дефектологической деятельности мною используются разные методы и средства работы с детьми, имеющими особенности в развитии, что в свою очередь помогает максимально достичь возможных успехов и результатов не только психолого - педагогического, но и общего развития ребенка в целом.
При применении в коррекционной работе с детьми здоровьесберегающих технологий учитывает следующие принципы :
- принцип доступности;
- принцип соответствия возрастным нормам;
- принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип всестороннего и гармоничного развития личности;
- принцип чередования нагрузок и отдыха;
- принцип постепенно наращивания оздоровительных воздействий;
В своей практической деятельности я учитываю индивидуальные особенности развития детей, сложность диагнозов. Но при этом, все занятия стараюсь разнообразить, не превращая их в скучную рутину ради достижения результатов и активно использую следующие здоровьесберегающие компоненты :
1. Развитие мелкой моторики.
Развитию мелкой моторики уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует не только речевому развитию, но и учит вырабатывать основные элементарные умения, формирует графические навыки.
Играя в пальчиковые игры, ребенок учится подражать взрослому, вслушивается в обращенную речь, запоминает и проговаривает стихотворения, концентрирует и правильно распределяет внимание, развивает фантазию, воображение. Ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи, поэтому это отличное упражнение для развития памяти. К тому же создает благоприятную эмоциональную атмосферу.
Также, в своей работе, использую дидактические игры, направленные на развитие мелкой моторики: «Веселые прищепки», «Бусы», «Разноцветная мозаика», «Сухой бассейн» и т. д. ; обводку шаблонов и штриховку изображений, графические диктанты.
2. Су – джок терапия.
Су – джок терапия - это одно из направлений медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Направлена на стимуляцию высокоактивных точек соответствующих всем органам и системам организма, расположенных на кистях рук и стоп.
На занятиях используются Су-Джок шарики, колечки, колючие валики, массажные мячики-ежики.
3. Массаж и самомассаж.
Я активно использую в своей работе массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему педагог.
4. Логоритмика.
Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
Цель занятий с использованием музыкотерапии – создание положительного эмоционального фона реабилитации:
-снятие фактора тревожности;
-стимуляция двигательных функций;
-развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей;
-растормаживание речевой функции;
-развитие чувства ритма, темпа, времени;
-развитие мыслительных способностей и фантазии;
-развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
-нормализация просодической стороны речи.
5. Песочная терапия.
Песочная терапия становится все более популярным. Это способ общения с миром, с самим собой посредством игры с песком.
От других форм арт – терапии этот процесс отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Также песок развивает мелкую моторику; развивает творческое воображение; формирует развитие всех форм мышления.
Использование мною, вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающих занятий, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка развивающей среды способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативнои в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребёнка в целом.
На основании вышеизложенного, результатом использования приемов здоровьесберегающих технологий в дефектологии является:
- развитие умения действовать в соответствии с усвоенными правилами;
- улучшение психических процессов (памяти, внимания, мышления);
- обогащение положительной эмоциональной сферы;
- корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;
- снимается эмоциональное напряжение, страхи, агрессивность и тревожность.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
Работа учителя-дефектолога носит комплексный характер. Поэтому она тесно связана с работой многих специалистов ДОУ.
Коррекционно-педагогическая работа осуществляется в тесном взаимодействии с лечебно-восстановительной работой.
Работа по здоровьесбережению детей не была бы такой положительной, если бы не уделялось должное внимание вопросу взаимодействия с родителями. Для этого я использую различные приемы и методы работы, такие как: открытые занятия, мастер-классы, консультации, оформляю информационные стенды и разрабатываю памятки. Это позволяет установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, повысить грамотность родителей в области коррекционной педагогики, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми. А самое главное - сохранить и укрепить здоровье детей.
Регулярное проведение коррекционных-развивающих занятий с использованием методов и приемов здоровьесберегающих технологий показало, что: активнее развивается общая, мелкая моторика и координация движений; улучшаются соматические показатели здоровья, повышается познавательная активность, улучшается психо-эмоциональное самочувствие и здоровье детей.