Светлана Деминова
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-дефектолога
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии в работе
учителя - дефектолога.
Приоритетным направлением коррекционно — развивающей деятельности является использование здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии – это система, направленная на сохранение, укрепление и развитие духовного, эмоционального и физического здоровья. При этом необходимо выполнение как минимум 4-х требований:
1. Учет индивидуальных особенностей ребенка.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-дефектолога» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
2. Организация учебной деятельности.
3. Создание комфортных условий на занятии.
4. Индивидуально – дифференцированный подход.
Одна из главных задач в воспитании детей – это создание благоприятных условий для сохранения и улучшения здоровья.
При применении в коррекционной работе с детьми здоровьесберегающих технологий учитывает следующие принципы :
— принцип доступности;
— принцип соответствия возрастным нормам;
— принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;
— принцип систематичности и последовательности;
— принцип индивидуального подхода;
— принцип всестороннего и гармоничного развития личности;
— принцип чередования нагрузок и отдыха;
— принцип постепенно наращивания оздоровительных воздействий.
В своей практической деятельности учитываю индивидуальные особенности развития воспитанников. Активно используя следующие здоровьесберегающие компоненты :
Развитие мелкой моторики.
Развитию мелкой моторики уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует не только речевому развитию, но и учит вырабатывать основные элементарные умения, формирует графические навыки.
Играя в пальчиковые игры, ребенок учится подражать взрослому, вслушивается в обращенную речь, запоминает и проговаривает стихотворения, концентрирует и правильно распределяет внимание, развивает фантазию, воображение. Ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи, поэтому это отличное упражнение для развития памяти. К тому же создает благоприятную эмоциональную атмосферу.
Также, в своей работе, использую дидактические игры, направленные на развитие мелкой моторики:
• «Веселые прищепки»,
• «Бусы»,
• «Разноцветная мозаика»,
• «Сухой бассейн»
• «Шнуровки»
• Обводки шаблонов, штриховку, графические диктанты., и тд.
Су – джок терапия
Су – джок терапия — это одно из направлений медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Направлена на стимуляцию высокоактивных точек соответствующих всем органам и системам организма, расположенных на кистях рук и стоп.
На занятиях используются Су-Джок шарики, колечки, колючие валики, массажные мячики-ежики.
Массаж и самомассаж
В своей работе также использую массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему педагог.
Логоритмика
Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
Создание эмоционального фона реабилитации:
-снятие фактора тревожности;
-стимуляция двигательных функций;
-развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей;
-растормаживание речевой функции;
-развитие чувства ритма, темпа, времени;
-развитие мыслительных способностей и фантазии;
-развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
-нормализация просодической стороны речи.
Песочная терапия
Песочная терапия становится все более популярным. Это способ общения с миром, с самим собой посредством игры с песком.
От других форм арт – терапии этот процесс отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Также песок развивает мелкую моторику; развивает творческое воображение; формирует развитие всех форм мышления.
Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающих занятий, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка развивающей среды способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребёнка в целом.
На основании вышеизложенного, результатом использования приемов здоровьесберегающих технологий в дефектологии является:
— развитие умения действовать в соответствии с усвоенными правилами;
— улучшение психических процессов (памяти, внимания, мышления);
— обогащение положительной эмоциональной сферы;
— корректируется поведение, и преодолеваются психологические трудности;
— снимается эмоциональное напряжение, страхи, агрессивность и тревожность.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
Работа учителя-дефектолога носит комплексный характер. Поэтому она тесно связана с работой многих специалистов Центра содействия семейному воспитанию.
Коррекционно-педагогическая работа осуществляется в тесном взаимодействии с лечебно-восстановительной работой.
Работа по здоровьесбережению детей не была бы такой положительной, если бы не уделялось должное внимание вопросу взаимодействия с воспитателями. Для этого используются различные приемы и методы работы, такие как: открытые занятия, выступления на семинарах и педсоветах Центра, мастер-классы, консультации, оформление информационных стендов и разработка памятки. Это позволяет установить партнерские отношения с воспитателем каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, повысить грамотность в области коррекционной педагогики. А самое главное — сохранить и укрепить здоровье детей.
Регулярное проведение коррекционно-развивающих занятий с использованием методов и приемов здоровьесберегающих технологий показало, что: активнее развивается общая, мелкая моторика и координация движений; улучшаются соматические показатели здоровья, повышается познавательная активность, улучшается психо-эмоциональное самочувствие и здоровье детей.