Наталья Стеценко
Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя
Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание. В соответствии с новыми нормативными документами, введением ФГОС, особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Одной из главных задач дошкольного учреждения является – создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статистические показатели. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья воспитанника не меньше, чем врач. Необходимо обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим педагогу самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своим воспитанникам на занятиях. Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей.
Работая в детском саду, можно наблюдать большое количество детей, которые самостоятельно не могут справиться с нервно-психическими нагрузками и перегрузками, получаемыми как в детском саду, так и дома. Именно это приводит многих детей к различным формам отклоняющегося поведения. Задача педагога найти способы и средства для решения этих проблем. Одним из таких средств являются здоровьесберегающие технологии музыкального развития. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. С помощью музыки можно регулировать психическое состояние, а правильно подобранный ритм облегчает стрессовое состояние. Активно внедрения здоровьесберегающие технологии мы обеспечиваем каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, создаем условия для гармоничного развития, эмоционального благополучия и своевременного всестороннего развития каждого ребенка.
В работе музыкального руководителя наиболее эффективно использование следующих здоровьесберегающих технологий.
1. Музыкотерапия (слушание музыки)- эффективный метод профилактики и лечения детских неврозов, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях. Музыка повышает способность организм к высвобождению эндорфинов – биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом, регулирует дыхание. Минздрав РФ в 2003г. признал музыкотерапию официальным методом лечения. Музыкотерапию можно проводить не только на музыкальных занятиях, но и в режимных моментах как фоновую музыку.
Например:
Утром, во время проведения зарядки под музыку дети узнают музыкальные отрывки и делают определенные упражнения. Под марш у детей сразу улучшается осанка, они становятся собранными, четко выполняют все задания.
На занятии по рисованию, лепке, конструированию так же можно проводить с использованием музыки. Можно включать спокойную, тихую музыку во время детской работы. Музыка настраивает на фантазию, успокаивает детей. Например, на занятиях по конструированию можно напеть песню «Паровоз», «Строим дом», «Самолет».На занятиях по рисованию можно использовать песни «Осень», «Елочка», «Урожай собирай», «Песенка о весне», классическую музыку Чайковского, Вивальди из циклов «Времена года».и т. д.
Наблюдения на прогулке -дети лучше усваивают то, что наблюдают, если сопоставляют это со знакомой им песней. Например, наблюдение за птицами - «Птичка», «Зима прошла»; за погодой – «Дует, Дует ветер», Дождик, дождик пуще.», «Солнышко лучистое» и т. д.
После сна тоже можно включать спокойную тихую музыку, чтобы дети под нее спокойно просыпались, делали гимнастику и оделись.
В другие режимные моменты, одевание на прогулку, сюжетно-ролевые игры в группе, можно петь с детьми песни по их желанию.
В отличие от музыкальных занятий, использование музыки в группе организует воспитатель. Неправильно подобранная музыка может оказывать отрицательное влияние и на самочувствие, и на деятельность ребенка. Всем известно, что диссонансы, возникающие при резко звучащих звуковых сочетаниях, приводят к психическому напряжению. Различное влияние на психическое состояние оказывает мажорная и минорная музыка. Существенное значение имеет ритм музыки, который по-разному влияет на различные функции организма, прежде всего, на дыхательную и сердечную деятельность.
Поэтому:
Утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом.
Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.
Пробуждению детей после дневного сна поможет: тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.
В детском саду музыка может звучать в течение всего дня. Но это не значит, что она должна звучать непрерывно. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.
Классические произведения, в оригинальном исполнении, лучше использовать в старшем возрасте. А для младшего и среднего возраста лучше подойдет стилизованная музыка, т. е. музыка, где аранжировка сделана специально для малышей.
2. Вокалотерапия (пение- лечение пением). Развивает межличностные отношения, регулирует психо-вегетативные процессы, формирует оптимистическое отношение к жизни. Совместное пение объединяет детей и доставляет им радость. Желательно как можно чаще привлекать детей к пению помимо музыкальных занятий. Кроме того, правильный подбор вокальных и дыхательных упражнений способствует более качественному функционированию сердечно - сосудистой системы, поскольку при пении массируются внутренние органы. Можно всегда найти время попеть с детьми знакомые песенки.
3. Пальчиковая гимнастика- нацелена на совершенствование моторной и двигательной координации и укрепление межфункциональных связей. ПГ-стимулируют развитие речевых зон и двигательного поля коры головного мозга.
4. Музыкальные игры – приобщают детей к музыке, помогают понять её содержание, осмыслить её выразительные средства. М. И. способствует системному развитию психологического комплекса у детей: восприятия, ощущения, внимания, воображения, памяти, мышления. Развитию эмоционально – чувственного компонента. Содержание искусства состоит из человеческих эмоций, настроения, чувств, которые отражаются благодаря специфическим музыкальным средствам (ритмом, гармонией, темпом, и т. д.)
5. Ритмотерапия – музыкально - ритмические упражнения и ритмопластика. Ритмотерапия - направленана профилактику, укрепление физического здоровья детей. Развивает двигательные качества и умения, точность и координацию движений, гибкость и пластичность, формирует правильную осанку и умение ориентироваться в пространстве, обогащает двигательный опыт разнообразными видами движений и овладение собственным телом. Движение и танец помогают добиться эмоциональной разрядки, выполняет релаксационную функцию, снимают нервно-психическое напряжение, помогают быстро и легко устанавливать дружеские связи со сверстниками. Танец, мимика и жест, как и музыка – древнейшие способы выражения чувств и переживаний.
В ритмотерапию входит Логоритмика- комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания, направленная на коррекцию речевых нарушений и развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, регуляцию мышечного тонуса, активизацию всех видов внимания и памяти;
6. Ритмодекламацию - чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Её основная цель- развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог и звук произносится осмысленно, с искренним отношением к звучащей речи. Использование ритмодекламации формирует естественное звучание голоса, вырабатывает речевое и певческое дыхание, развивает чёткую дикцию и выразительное исполнение различных настроений в речевом или музыкальном материале. Чтение стихотворения необходимо воспринимать как продолжение занятия по развитию речи и не только как расширение диапазона произносимых слов, выражение чувств и мыслей, но и:
1. Правильное, чёткое произношение
2. Логические ударения во фразе (не более 2х)
3. Выдерживание ритма: не торопиться, не комкать концы фраз.
Использование здоровьесберегающих технологий
• повышают уровень развития музыкальных и творческих способностей детей;
• стабилизируют эмоциональное благополучие каждого воспитанника;
• повышают уровень речевого развития;
• снижают уровень заболеваемости;
• развивают физическую и умственную работоспособность дошкольников.