Наталья Политыко
Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие «здоровье» очень обширно и сложно. В современной медицине его принято определять как такое состояние организма, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. Для детей дошкольного возраста возможность посещать ДОУ, овладение знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой – показатели нормального функционального состояния их организма, состояния уравновешенности с внешней средой. Контроль за состоянием здоровья детей – основа всей профилактической, оздоровительной и воспитательной работы в ДОУ.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
К основным показателям здоровья детей относятся :
• Уровень физического и нервно-психического развития детей;
• Степень сопротивляемости организма к болезнетворным влияниям;
• Состояние основных функций организма, наличие или отсутствие хронических заболеваний, отклонений в раннем периоде развития (в течении беременности и родов, в период новорожденности).
К сожалению, в логопедической практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий, отставание в развитии двигательной сферы, особенно на фоне остаточных проявлений органического поражения ЦНС в виде стертых парезов, приводящих к двигательной неловкости, малому объёму движений, недостаточному их темпу и переключаемости. По состоянию двигательной сферы они бывают возбудимые (легко отвлекаются и нетерпеливы) и заторможенные. Скованные и некоординированные движения при выполнении упражнений, недостаточная координация пальцев рук особенно заметны у детей с дизартрическим компонентом, поэтому, поэтому логопеду приходится исправлять не только речевой дефект, но нормализовать психическое и физическое состояние ребенка. Решению этой задачи поможет использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют еще и лечебной.
Оздоровительные приемы (гимнастика для глаз, упражнения для формирования правильной осанки) на логопедических занятиях целесообразно применять параллельно с артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастикой, физкульминутками и динамическими паузами.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Однако формированиедвижений происходит при участии речи, поэтому сочетание речи с определенными движениями дает ряд преимуществ для детей логопедических групп. Сама речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. В тоже время ритм речи, особенно стихов, поговорок и чистоговорок, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными и ритмичными. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, без специальных установок настраивая детей на игру, создавая благоприятный эмоциональный фон.
Например, для веселой зарядки можно использовать стихи Е. Григорьевой и В. Ланцети.
Не боимся мы пороши,
Ловим снег –
Хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам –
Снега хватит нам и вам.
Мы теперь метатели –
Бьем по неприятелю!
Размахнись – бросок!
Прямо в цель летит снежок!
Любимое занятие дошкольников – подвижная игра, она отличается выраженным эмоциональным характером и является лучшим средством от гиподинамии.
На этапе автоматизации звуков в слогах ребенку предлагаем повторить не только слоговой ряд, но и определенные движения кистями рук по заданному образцу. (игра «Повтори – не ошибись»). – рука + рука
На этапе автоматизации звуков в словах используется игра «Покажи и назови». Логопед объясняет правила игры: дети должны показать ту часть тела, название которой услышат. (лоб-локоть-ладонь).
При знакомстве детей с гласными звуками а, у, и, и буквами А, И, У можно предложить такую игру. При произнесении логопедом звука А дети должны поднять руки над головой и показать беззвучную артикуляцию этого звука; звука И – выполнить наклоны головы в стороны и улыбнуться; звука У – вытянуть губы вперед в сторону указательного пальца правой руки. Эта игра используется при определении гласного звука в середине слова. (тик-так-тук).
Для развития слухового восприятия используется игра «Узнай по голосу». Дети становятся в круг. В середину его встает водящий с завязанными глазами. Дети идут по кругу вслед за логопедом, повторяя движения, затем останавливаются.
Мы немножко поиграли,
А теперь в кружок мы встали.
Ты загадку отгадай:
Кто позвал тебя узнай!
(водящий по голосу должен определить того, кто к нему обратился.)
В логопедической группе особое внимание уделяется упражнениям по развитию мелкой моторики пальцев рук, способствующей:
Умственному и речевому развитию и выработке основных элементарных умений;
Воспитанию двигательной активности и переключению с одного вида деятельности на другой;
Облегчению усвоения навыков письма.
Так, сжимая и разжимая грецкий орех поочередно в каждой ладони, катая его по ладони и захватывая поочередно разными пальцами, дети развивают двигательные способности.
Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями. (пианино)
Упражнениями на переключение движений рук с оречевлением своих действий (кулаки-ладони, кулак-кольцо-ладонь)
Закрепление звука («Я ходил, ходил, ходил…. (булку) купил.
Пальчиковая гимнастика «Апельсин».
Очень важно выполнять задания в игровой форме – без игры невозможно полноценное физическое и психическое развитие дошкольника. Занятия должны быть построены таким образом, чтобы они стимулировали детей на достижение результатов и вызывали в них чувство ожидания следующих занятий.
Особое внимание следует обратить на применение оздоровительных приемов, оказывающих психотерапевтическое воздействие.
Наблюдения за детьми во время занятий выявили большое количество обучающихся с неустойчивой эмоционально-волевой сферой: им трудно сосредоточиться на задании, они очень отвлекаются и быстро устают, двигательно беспокойны. Возрастает число эмоционально лабильных детей, даже незначительные затруднения вызывают у них смену настроения, раздражительность, плаксивость. Многие дети испытывают мышечное напряжение, особенно а процессе автоматизации звуков. Эти наблюдения привели нас к использованию специальных упражнений, позволяющих успокоить детей и снять у них чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение.
Установлено, что эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц, снижения степени бодрствования головного мозга, когда человек становится наиболее внушаемым. Поэтому применение релаксационных упражнений актуально и в работе с детьми, имеющие такие нарушения, как ОНР, стертая дизартрия.
Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи. Упражнения по релаксации помогают создать спокойное настроение, радостную и свободную обстановку на занятиях.
Помогает сопоставление напряженности мышц рук с их расслаблением. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным.
Расслабление мышц рук.
Расслабление мышц шеи.
Расслабление по представлению.
Очень эффективно в период автоматизации звука, требующего от ребенка многократного повторения слов и фраз, использовать элементы драматизации.
Дети с дизартрическим компонентом испытывают моторную неловкость, «застревают» на свих трудностях, проявляют негативизм по отношению к занятиям. Оживляя какой-либо персонаж, разыгрывая сценку с использованием настольного театра, они отвлекаются от речевых трудностей, их настроение улучшается.
Использование на занятиях мелких кукол также вызывает положительные эмоции и ослабляет нервное напряжение у детей, побуждая их говорить правильно, а также способствует развитию мелкой моторики.
Таким образом, создание на логопедических занятиях условий для оптимального физического и нервно-психического развития обеспечит соответствующий уровень здоровья детей.
Расслабление мышц рук.
Упражнение «Кулачки».
Для расслабления мышц рук детям предлагается с силой сжать кулачки и подержать их в таком состоянии, затем разжать их (расслабить) дать почувствовать это состояние.
Руки на столе,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением
Пальчики прижаты.
Пальчики сильней сжимаем –
Отпускаем, разжимаем.
Знайте, девочки и мальчик:
Отдыхают ваши пальчики!
Упражнение «Олени».
Дети поднимают над головой скрещенные руки с широко рсставленными пальцами. Степень напряженности мышц каждого ребенка проверяется, затем обращается его внимание на то, как неприятно это напряжение, поэтому нужно расслабить руки.
Посмотрите: мы – олени,
Рвется ветер нам навстречу!
Ветер стих, расправим плечи,
Руки снова на колени.
А теперь немного лени….
Руки не напряжены
И рассла-бле-ны….
Знайте, девочки и мальчики:
Отдыхают ваши пальчики!
Дышится легко, ровно, глубоко.
Расслабление мышц шеи.
Упражнение «Любопытная Варвара».
Дети поднимают голову, затем опускают, поворачивают вправо, ощущая напряжение и расслабление шейных мышц.
Любопытная Варвара
Смотрит влево,
Смотрит вправо.
А потом опять вперед –
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена
И расслаблена….
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно –
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена…
А теперь посмотрит вниз –
Мышцы шеи напряглись!
Возвращается обратно –
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена.
Расслабление по представлению.
Упражнение «Волшебный сон».
Когда дети в достаточной мере научатся общему мышечному расслаблению, появится возможность перейти к снятию эмоциональной напряженности внушением. Это упражнение удобно использовать во время занятий в период нарастания усталости у детей. Дети находятся в позе покоя, внимательно слушают логопеда и про себя повторяют «особые» команды. Логопед говорит тихим голосом, медленно, с длительными паузами.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают,
Шея не напряжена
И расслаблена.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!