Получи документы

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: классификация, цели и задачи

юлия
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: классификация, цели и задачи
▼ Скачать + Заказать документы

Много исследований, выполненных в последние годы, показывают, что примерно 1/3 детей приходящих после дошкольных учреждений в школу детей имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья [14, 15]. Кроме того, за время обучения в школе близорукость увеличивается у детей до 12%, нервно-психические расстройства до 16%, нарушения осанки до 17%. Следовательно, уже в дошкольных учреждениях необходимо укреплять здоровье детей, подготавливая их к обучению в школе.

Публикация «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: классификация, цели и задачи» размещена в разделах

Для того, чтобы обсуждать проблемы «здоровьесберегающих технологий» в ДОУ, первоначально следует разобраться в том, что такое «технология». Это выражение пришло к нам из промышленного производства еще в 80-90-е годы, когда за рубежом и в нашей стране начались активные нападки на педагогику, как науку и на систему образования. Критики ополчились на них потому, что в обществе в целом наметилась тенденция негативного отношения к системе образования, потому что стали заметными некоторые негативные тенденции: пониженный уровень знаний выпускников, нерадивое отношение учителей к своим обязанностям в профессиональной деятельности, низкий уровень подготовленности абитуриентов вузов – вчерашних выпускников общеобразовательных учреждений и т. д.

К педагогике тоже обращены были ряд существенных критических замечаний: недостаточность обоснования новых средств и способов педагогического воздействия на обучающихся, низкая эффективность разрабатываемых педагогических методик, явное отсутствие принципиально новизны не только средств и методов педагогического воздействия, но и в целом научных работ, что в итоге понижало статус педагогики, системы образования во всех звеньях и на всех уровнях, а результаты их функционирования оставляли желать лучшего.

В результате обсуждения негативных тенденций в педагогике и образовании появилась идея перевести педагогическую деятельность на рельсы более строгой и контролируемой системы, похожей на аналог механизма промышленного производства. В последнем, как известно, используются строгие допуски (и недопуски, стандарты, (госты, требования к качеству выпускаемой продукции.

Исходя из сказанного, стали появляться публикации, в которых предлагалось вместо невнятных педагогических методик применять строго выстроенные «педагогические технологии» с жесткими структурами, требованиями, четкими этапами последовательности решения педагогических задач (Стунин А. В., 2005). Эту идею подхватили и начали предлагать варианты ее воплощения в каком-либо приемлемом виде в условиях дошкольных детских образовательных учреждений.

Используя при этом понятие «технологии», педагоги под ними понимали первоначально следующие варианты трактовки.

Например, «технология» понималась, как процесс последовательных технических действий, операций, направленных на производство конкретной промышленной продукции согласно установленным техническим требованиям.

В другом варианте предполагалось, что «технология» - это последовательная сначала теоретическая, затем документальная, а потом уже практическая деятельность по достижению сформулированной инженерно-технической задачи.

Психологи также приложили свою трактовку понятия «технология», включая в нее свой психологический подтекст – систему интеллектуальных и моторных действий, призванных к выполнению актуальных социальных потребностей.

Во всем многообразии понятий и определений сущности термина «технология» все-таки ведущей оставалась промышленно-техническое представление о ней, как необходимой системе действий в рамках соблюдаемых требований производства. А именно: совокупность операций и различных действий строго регламентированного характера для решения задач производства.

Следующим этапом развития данной категории стало ее приспособление к потребностям педагогики и образования. В процессе преобразования сущности промышленно-технической, технология постепенно стала приобретать педагогическое назначение. Так, одно из определений «педагогической технологии» гласит, что это совокупность специальных педагогических средств, методов, а также форм организации педагогических действий, условий и других важных компонентов, направленных на решение задач по воспитанию, обучению, развитию личности.

Одним из первых, кто в нашей стране стал изучать слагаемые педагогической технологии был В. П. Беспалько (1989 и др.). Он понимал под педагогической технологией совокупность специальных средств, методов и процессов, которые необходимы для влияния на формирование личности воспитанника с заданными качествами [3 ].

В настоящее время содержание и сущность педагогической технологии получила дальнейшее развитие [36]. Появилось множество видов педагогических технологий.

Например, разработана «проектная педагогическая технология». Он апоявилась примерно в начале этого столетия в США Идейно ее связывали с концепциями гуманистического направления в философии и образовании, которые разработал американский философ и педагог Джон Дьюи и его ученик В. Х. Килпатриком. Они старались с помощью этой технологии показать детям практическое значение в приобретаемых знаниях, которые могут пригодиться в последующей жизни. Технология больше пригодна для школьников. В ее реализации находится актуальная проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные и новые знания, которые еще предстоит приобрести. Педагог может подсказать источники информации, а может просто направить мысль воспитанника в нужном направлении для самостоятельного поиска. В результате ученики должны самостоятельно и совместно решить поставленную проблему, применив необходимые знания сиз разных областей, получить реальный полезный результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Главная цель этой технологии - стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение комплексом знаний и посредством проектной деятельности сформировать умение практически выполнить задание с новым знанием и добиться результата.

Проектная технология имеет следующие особенности:

- она требует высокого уровня коммуникативности;

- предполагает выражение учащимся своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность;

- представляет собой особую форму организации познавательной деятельности;

- она основана на цикличной организации образовательного процесса.

В принципе такую технологию можно в облегченной форме применять и в дошкольных учреждениях [34].

Одна из самых популярных в системе образования – «технология проблемного обучения». Она предполагает организацию под руководством педагога самостоятельной поисковой деятельности детей по решению познавательных проблем, в ходе которых у воспитанников формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

Проблемная ситуация в познавательном процессе имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ребенку проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у него желания выйти из этой ситуации, снять возникшее противоречие.

В качестве проблемных заданий могут выступать познавательные задачи, вопросы, практические задания и другое. Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед обучающимися ставится проблема и они при непосредственном участии педагога или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения. При этом они последовательно делают следующее:

- строят гипотезу,

- намечают и обсуждают способы проверки ее истинности,

- аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.

По степени познавательной самостоятельности воспитанников проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности. Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только приобретению детьми необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.

Следующий вид педагогических технологий – это игровые технологии. Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Имеются различные классификации игр. Они строятся по разным признакам:

1. По области применения.

2. По (характеристике) характеру педагогического процесса.

3. По игровой технологии.

4. По предметной области.

5. По игровой среде.

Все классификации имеют свое особое назначение и применение, что обеспечивает большой педагогический эффект в работе с детьми. Такая технология очень хорошо подходит для дошкольного возраста, поскольку в этом возрасте игра – это основной вид деятельности ребенка [7, 14].

Следующий вид технологии – «кейс- технология». Эта технология объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Кейс технологии противопоставлены таким видам работы, как повторение за педагогом, ответы на вопросы педагога, пересказ текста и другое. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).

Интересен опыт применения «технологии творческих мастерских». Одним из альтернативных и эффективных способов изучения и добывания новых знаний, является такая технология. Она представляет собой альтернативу классно – урочной организации учебного процесса. В ней используется педагогика отношений, всестороннее воспитание, обучение без жёстких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочная творческая деятельность детей. Актуальность технологии заключаются в том, что она может быть использована не только в случае изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее изученного.

Мастерская– это технология, которая предполагает такую организацию процесса обучения, при которой педагог вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ребенок может проявить себя как творец. В этой технологии знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой личный опыт, а педагог лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления. Эта технология позволяет личности самой строить своё знание, в этом её большое сходство с проблемным обучением. Создаются условия для развития творческого потенциала и для оебнка, и для педагога. Формируются коммуникативные качества личности, а также субъектностьребенка – способность являться субъектом, активным участником деятельности, самостоятельно определять цели, планировать, осуществлять деятельность и анализировать. Данная технология позволяет научить детей самостоятельно формулировать цели занятия, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности [14].

Следующий пример педагогической технологии – «модульное обучение». Модульное обучение – это альтернатива традиционного обучения, оно интегрирует все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Модульное обучение, в качестве одной из основных целей, преследует формирование, у детей навыков самостоятельной деятельности и самообразования. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности. Обучение основано на формировании механизма мышления, а не на эксплуатации памяти.

Введение модулей в образовательный процесс нужно осуществлять постепенно. Модули можно вписывать в любую систему обучения и тем самым усиливать ее качество и эффективность. Можно сочетать традиционную систему обучения, с модульной. Хорошо вписываются в модульную систему обучения вся система методов, приемов и форм организации учебно-педагогической деятельности детей, работа индивидуальная, в парах, в группах.

Применение модульного обучения положительно влияет на развитие самостоятельной деятельности учащихся, на саморазвитие, на повышение качества знаний. Учащиеся умело планируют свою работу, умеют пользоваться учебной литературой. Хорошо владеют общеучебными навыками: сравнения, анализа, обобщения, выделения главного и т. п. Активная познавательная деятельность учащихся способствует развитию таких качеств знаний, как прочность, осознанность, глубина, оперативность, гибкость.

В последние годы становится популярной педагогическая технология «интегрированного обучения». Интеграция является глубоким взаимопроникновением, слиянием, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области. Однако, существуют некоторые закономерности, которые следует учитывать при проведении интегрированных занятий:

- урок подчиняется авторскому замыслу;

- урок объединяется основной мыслью (стержень урока);

- урок составляет единое целое, этапы урока – это фрагменты целого;

- этапы и компоненты урока находятся в логико- структурной зависимости;

- отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу, цепочка материала организована как «данное» и «новое».

Однако, при рассмотрении педагогических технологий, несмотря на их безусловную ценность в данном случае имеет изучение «здоровьесберагающих технологий». Они предназначены для того, чтобы обеспечить ребенку возможность сохранения и укрепления здоровья за период воспитания в ДОУ, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и обязательное применение полученных знаний и умений в повседневной жизни. Здоровьесбрегающие технологии – это психолого-педагогические приемы, методы, технологии, которые направлены на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. В более узком смысле слова – это специально организованная, развивающаяся во времени и пространстве и в рамках определенной образовательной системы взаимодействия детей и педагогов направленное нна достижение целей здоровьесбережения и здоровьеформирование в ходе образования, развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Организация учебной деятельности с учетом основных

требований к занятиям с включением комплексов здоровьесберегающих технологий требует :

- обязательное соблюдение и выполнение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота, правил техники безопасности;

- целесообразная и рациональная плотность занятия (время, затраченное занимающимися на полезную, моторную учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;

- четкая организация учебного труда;

- строгая дозировка учебной нагрузки;

- смена видов деятельности;

- педагогическое воздействие с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т. д.);

- место и длительность применения компьютерных, технических средств;

- включение в процесс занятия физической культурой технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке детей;

- построение физкультурных занятий с учетом работоспособности дошкольников;

- индивидуальный подход к дошкольникам с учетом личностных возможностей;

- формирование внешней и внутренней мотивации деятельности детей;

- благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;

- профилактика стрессов;

- проведение физкультминуток и динамических пауз на занятиях;

- целенаправленная рефлексия в течение всего физкультурного занятия и в конце занятия.

Применение таких технологий помогает сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста, обеспечивает предупреждение переутомления детей; способствует улучшению психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья своих детей; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

Публикации по теме:

Цели и задачи на 2019–2020 учебный год средних возрастных групп Мы планируем создать благоприятные условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры.

Цели и задачи АОП дошкольного образования ДОО компенсирующего вида Адаптированная образовательная программа дошкольного образования в условиях ДОУ компенсирующего вида направлена на реализацию следующих.

Цели и задачи утренней гимнастики в ДОУЦели и задачи утренней гимнастики в ДОУ «Основу в формировании здорового образа жизни ребенка закладывает правильно подобранная и увлекательная утренняя гимнастика» Для чего.

Здоровьесберегающие технологии в детском саду: виды и цели воспитатель МБДОУ детский сад №29 Иванова А. В Доклад к семинару на тему: «Современные образовательные технологии» воспитатель МБДОУ детский.

Цели и задачи работы на 2019–2020 год старших возрастных групп Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Кантемировский детский сад №1 Кантемировского муниципального района Воронежской.

Инновационные технологии экологического воспитания: цели и задачи Природа – это то, что окружает каждого из нас. Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете за.

Физическое воспитание дошкольников: цели и задачи Физическое воспитание дошкольников В программе воспитания дошкольников особое значение придается физическому воспитанию дошкольников, которое.

Основные цели и задачи использования конструктора Lego в ДОУ в соответствии с ФГОС Основные цели и задачи использования конструктора Lego в ДОУ в соответствии с ФГОС Дети обладают естественным стремлением узнавать новое,.

Принципы, цели и задачи организации методической работы в ДОУ Принципы, цели и задачи организации методической работыПо мнению Лизинского В. М., методическая работа – деятельность, направленная на успешную.

Протокол родительского собрания подготовительной к школе группы «Цели и задачи на 2019–2020 учебный год» Протокол №1 Родительского собрания подготовительной к школе группы «Солнышко» Тема: «Цели и задачи на 2019-2020 учебный год» от 05.09.2019г.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: классификация, цели и задачи
Опубликовано: 22 октября 2019 в 22:48
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: классификация, цели и задачи» (включая файлы) размещена пользователем юлия (УИ 1420975) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД