МААМ-картинки

Инновационные технологии экологического воспитания: цели и задачи

Людмила Бондаренко
Инновационные технологии экологического воспитания: цели и задачи
▼ Скачать + Заказать документы

Природа – это то, что окружает каждого из нас. Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете за последнее время стремительно исчезают различные виды уникальных растений и животных. Окружающая среда загрязняется с каждым днем все больше и больше. Чтобы предотвратить столь варварское отношение к окружающей природе, стоит начинать с самых малых лет воспитывать экологическую культуру.

Публикация «Инновационные технологии экологического воспитания: цели и задачи» размещена в разделах

Природа повседневно воздействует на ребёнка. Но малыш много не замечает, порой его восприятие бывает очень поверхностно. И всё же здесь, в царстве природы, он имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущения, идущие от самой жизни. Здесь он первооткрыватель, исследователь.

В сложном познании мира природе велика роль взрослого, он должен сам видеть и слышать природу и учить этому ребёнка.

Наша задача – помочь малышу обрести сугубо «человеческое видение» мира.

Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Дети в дошкольном возрасте очень эмоциональны, отзывчивы и сострадательны и воспринимают природу как живой организм. Научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства – главные задачи экологического воспитания.

Значение экологического воспитания для дошкольников очень велико.

-вырабатывает ответственность за сохранение природы;

-воспитывает чувства прекрасного — способность видеть природную красоту;

-дает понимание тесной взаимосвязи всего живого на планете;

-предотвращает агрессивные, разрушительные действия по отношению к природе;

-направляет детскую активность в положительное русло и расширяет кругозор.

Целью экологического воспитания является :

— Формирование с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним.

Задачи :

-развивать познавательный интерес к миру природы.

-направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.

-воспитывать экологическое сознание, нравственное на гуманное отношение к миру природы.

-формировать у детей экологические знания, культурное отношение к природе.

Существует множество форм работы по экологическому воспитанию и образованию : Проведение экологических праздников; наблюдения на прогулках; календари природы; работа с родителями; игровая деятельность; музыкальная деятельность; поисково-исследовательская работа; экскурсии в природу; художественная деятельность; экологические сказки; практическая деятельность в природе; природоохранные акции; выставки; методы: беседы; наблюдения; рассматривание объектов; сюрпризный момент; художественное слово; динамические паузы; пальчиковая гимнастика; проблемные ситуации; сюжетные игры; моделирование; игры-медитации; игровых обучающих ситуаций.

Методы экологического воспитания дошкольников сегодня во многом отличаются от устаревших стереотипов, они призваны соединить в одно целое процесс обучения и непосредственный контакт дошкольника с природными объектами. Я хочу обратить внимание на использование инновационных форм и методов, которые я использую в своей работе.

Компьютерные технологии и мультимедийные презентации

Информационно-компьютерные технологии прочно входят в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми. В отличие от взрослого человека, которому достаточно прослушать устное объяснение, впоследствии подключив логическое мышление, понять смысл информации, детям, как нельзя лучше подходит поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Ребенку, с его наглядно — образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом или оценить действие объекта. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации. В процессе ознакомления детей с природой, я использую разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи. При этом дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.

Я использую следующие виды иллюстративно-наглядных материалов на электронных носителях:

-звуковые материалы- это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т. д. ;

-экранные материалы – это слайды, т. е. серия отдельных кадров, посвящённой отдельной теме;

-презентации – это обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации;

-медиазанятия, которые проводим в групповой комнате с применением ноутбука или в музыкальном зале, оборудованном проектором и экраном;

-в процессе моделирования;

-в случае, если необходимо дать какую-то виртуальную познавательную информацию.

Мультимедийные экологические игры включаю как в содержание занятий по ознакомлению с окружающим миром, так и в свободную деятельность: игры-путешествия, игры-загадки, дидактические игры, викторины, физкультминутки, пальчиковые игры.

В своей деятельности я использовала презентации:

«Деревья нашего леса», «Красная книга Дальнего востока»; «Животные наших лесов»; «Загадки о животных».

Особое место в нашей группе Наш огород на окне для детей является целой акцией. Они изучали свойства земли, что она бывает сухая и влажная. Посадили первое в своей жизни зёрнышко, поливали, наблюдали за ростом, охраняли, не портили, любовались красотой. Получали первый свой опыт. Дети посадили, лук, огурцы, петрушку, перец. А ещё наш огород создан из бросового материала: стаканчики из-под сметаны – плошки, грядки из контейнеров для торта и пирожных. Дети также выращивали и собирали овощи (морковь, картофель, свёклу) на огороде, который расположен на территории детского сада.

Большое внимание в своей работе уделяю проведению экскурсий. Знакомясь с природой не из книг, а путём непосредственного сближения с нею на экскурсиях, дети открывают в ней многое такое, чего раньше не замечали. Один лищь разговор о предстоящей экскурсии вызывает у детей радость. Они с большим интересом готовятся к ней. Местом для проведения наших экскурсий является лес. И хочу отметить, что посещение одного и того же места в различные временна года не снижает интереса детей. Они знакомятся с изменениями в природе при непосредственном общении с ней.

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. Новизна каждого проекта заключается: в определении актуальности проблемы, стоящей перед ребенком; в определении целей и результатов; в нахождении и использовании форм и методов; в обогащении жизненного опыта; в связи с окружающим миром, ознакомлением с художественной литературой, развитием речевой, изобразительной, конструктивной, экспериментальной деятельности. Дети учатся искать ответ на различные вопросы, разнообразно мыслить, а полученные при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, гордость, в случае удачного решения задачи, одобрение взрослых – создают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к активному поиску нового. Мною были разработаны и проведены следующие проекты: «Здравствуй осень» ; «Красная книга»; «Зима»; «Животные наших лесов»; «Домашние животные». Метод проекта является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. Наши дети и родители участвовали в природоохранных акциях: «Покорми птиц зимой»; «Не рубите ели»; «Экологический субботник»; «Цвети земля». В ходе акций дети получили природоведческие знания, сформировали навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции послужили хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видели отношение родителей к проблеме экологии. А самое главное, в ходе природоохранных акций детям была дана возможность самим улучшить, исправить последствия экологически неграмотных действий людей, т. к. итогом любой акции является продуктивная деятельность детей.

В ходе моей работы по экологическому воспитанию дети приобрели знания, умения, которые способствуют усвоению ими конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяет привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы. У детей сформировались навыки исследовательской деятельности, развились познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность. Все это способствует не только познанию красивого в природе, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживанию всему живому, интерес к окружающему миру, природным явлениям; понимания уникальности живого, практические умения гуманного с ними обращения. Я твердо убеждена, что любить, охранять и беречь можно только то, что хорошо знаешь и понимаешь.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Цели и задачи АОП дошкольного образования ДОО компенсирующего вида Адаптированная образовательная программа дошкольного образования в условиях ДОУ компенсирующего вида направлена на реализацию следующих.

Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста Дошкольный возраст — это начальный этап формирования ценностной ориентации в окружающем мире, именно в этот период закладывается позитивное.

Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста Игровые технологии, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста. В экологическом воспитании дошкольников, применяются.

Инновационные технологии как одно из слагаемых художественно-эстетического воспитания дошкольников Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 2 городского округа Ленинского района город Уфа Республики.

Консультация для родителей «Задачи экологического воспитания в семье» Консультация для родителей «Задачи экологического воспитания ребенка в семье» «Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться.

Физическое воспитание дошкольников: цели и задачи Физическое воспитание дошкольников В программе воспитания дошкольников особое значение придается физическому воспитанию дошкольников, которое.

Инновационные технологии обучения и воспитания в детском дошкольном учреждении Подготовила ст. воспитатель Скеленчева Н. И. Инновационные технологии обучения и воспитания в детском дошкольном учреждении. Инновацией.

Принципы, цели и задачи организации методической работы в ДОУ Принципы, цели и задачи организации методической работыПо мнению Лизинского В. М., методическая работа – деятельность, направленная на успешную.

Инновационные технологии экологического образования дошкольников Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка – дошкольника трудно переоценить. Природа является.

Влияние семьи на физическое воспитание детей дошкольного возраста. Основные цели и задачи физического воспитания детей В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия и гармоничного физического развития. И хотя это развитие является закономерным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные технологии экологического воспитания: цели и задачи
Опубликовано: 14 сентября 2019 в 14:25
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационные технологии экологического воспитания: цели и задачи» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Бондаренко (УИ 2010666) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД