Цыбуляева Ольга Валерьевна
Здоровьесберегающие технологии в детском саду по ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»
Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение
приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья
субъектов педагогического процесса в детском саду : детей, педагогов и родителей.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в детском саду по ФГОС» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов встречаются разные
трактовки. Н. К. Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал,
что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и
методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой
педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как
прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической
технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья
основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии
можно расссматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов
педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и
воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека,
знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей
дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи,
связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры
профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
· медико-профилактические;
· физкультурно-оздоровительные;
· технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
· здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
· валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском
саду.
Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ - обеспечивают сохранение и приумножение здоровья
детей под руководством медсестры в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием
медицинских средств.
• технологии профилактики заболеваний,
• углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,
• коррекция возникающих функциональных отклонений,
• отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья,
• реабилитация соматического состояния здоровья,
• противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими
санитарно-гигиеническими правилами,
• витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием
аскорбиновой кислоты,
• санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка,
развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:
закаливание КГН;
беседы по вылеологии;
спортивны праздники;
спортивные развлечения и досуги;
недели здоровья;
соревнования;
прогулки-походы.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры
здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к
здоровому образу жизни.
Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:
Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;
Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Запрещённые физические
упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с
дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ» «Работа воспитателя по разделам
программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др. ;
Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;
Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в
группах раннего возраста и коррекционных группах.
Валеологического просвещения родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической
образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое
образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей :
Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы
оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата,
органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;
Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные
праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);
Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это прежде всего технологии воспитания
валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две
линии оздоровительно-развивающей работы :
· приобщение детей к физической культуре
· использование развивающих форм оздоровительной работы.
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей.
Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений.
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием.
Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания
социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и
физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений
педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность
воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные
на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки
технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг
здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен
индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и
родителей детей.