Надежда Рядская
Приобщение дошкольников к культурному наследию родной страны. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
«Приобщение дошкольников к культурному наследию родной страны».
Объекты культурного и исторического наследия для народов России представляют собой особую ценность, и являются неотъемлемой частью нашей истории. Это как ресурс духовного и патриотичского развития человечества. Поэтому тема отношения человека к историческим памятникам является одной из актуальных тем.
Наше подрастающее поколение не получает достаточного нравственно-патриотического воспитания. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования делает акцент на объединение обучения и воспитания в целости образовательного процесса на основе духовно-нравственных социокультурных ценностей.
А ведь, приобщение детей и подростков к истокам русской культуры является богатым источником познавательного развития.
Современное поколение утратило многие традиции и стремилось перенять их у европейских стран. Так, подростки отдают предпочтение празднованию таких праздников как, «Хэллоуин», «День святого Валентина», а ведь у нас есть и более богатые праздники, насыщенные разными традициями – это святочные и масленичные гулянья, День Ивана Купала, «Пасха», «Троица» и т. д.
Дети – это «инвестиции» для педагога, залог будущего развития нашей страны. Поэтому приобщение детей дошкольного возраста к ценностям культурного наследия стоит на первом месте в системе дошкольного образования.
Анализируя материалы по работе с семьями воспитанников (анкеты, опросы, беседы) пришла к выводу, что молодые родители не знают историю, традиции и культуру своего народа, а из данных обследования детей заметила, что в разговорной речи они не употребляют (если нет старшего поколения) потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат родной русский язык.
Считаю, что необходимо создать условия для формирования у дошкольников любви к Родине с раннего периода, для накопления ими богатейшего социального опыта.
Для решения возникшей проблемы в нашем детском саду реализуются следующие проекты «Приобщение детей к истории и культуре Родного края», «Моя малая Родина», «Цветы победителям», «Война глазами детей», акции «Георгиевская ленточка», «Окна Победы», «Окна России», «Мечты о космосе», «Правнуки Победы» «Внуки победы» и т. д., развлечения «Колядки», праздник «Прилет птиц», «Пасха», «Покров», «День народного единства» проводятся развивающие и познавательные занятия с воспитанниками ДОУ.
Приобщение дошкольников к культуре родной страны происходит через создание предметно-пространственной среды. Для более эффективной работы организовываются экскурсии в библиотеку поселка, что дает возможность окунуться в быт нашего народа. Педагоги ДОУ в группах создают условия для театрализации по мотивам русских народных сказок, разучивают заклички, потешки, читают произведения художественной литературы, проводят тематические беседы «Народы России», «Масленица». На занятиях по художественно-эстетическому развитию изучают особенности хохломской и гжельской росписи. Дети с удовольствием выполнят собственные рисунки, аппликации, папье маше, делают глиняные заготовки (матрешки, куклы и т. д.).
Наблюдая за полученными результатами работы, можно сделать вывод: работа по приобщению дошкольников к культурно-историческому наследию родной страны крайне необходима. Через художественную, игровую, театрализованную и другие виды детской деятельности мы формируем эстетические чувства, закладываем знания об истоках народной культуры, воспитываем любовь и уважение к своему народу, прививаем любовь к родному краю и его природе, сохраняем традиции, обычаи русского народа. Делаем воспитанников причастными к духовному наследию прошлого настоящего и будущего.
Не зная прошлого, не будет будущего. Пока наши дети изучают культурное наследие, сохраняется культура и быт великого русского народа.