Татьяна Негоменджанова
Здоровьесберегающие технологии в деском саду
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер. Разнообразные медицинские, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14% детей России можно считать здоровыми, 50% - имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 35% - хронически больны, (данные материалов Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в дошкольных учреждениях»). Практика показывает, что решать проблему сохранения и укрепления здоровья детей одной медицине не под силу. К тому же, установка на здоровье не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия. Вот почему здоровьесберегающие технологии - одно из приоритетных направлений ДОУ.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в деском саду» размещена в разделах
Цель здоровьесберегающих технологий применительно к детям — обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание знаний о здоровье и умении оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Одна из основных задач, стоящих перед педагогом, - воспитание здорового подрастающего поколения.
ДОУ — первая ступень, обеспечивающая развитие дошкольников полноценную и гармоническую личность. Это возможно лишь при условии обеспечения физического здоровья, психоэмоционального благополучия ребенка, формирования потребности детей в здоровом образе жизни.
С точки зрения современных подходов к педагогике, совместная творческая деятельность детей и педагога, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.
Формы организации здоровьесберегающей работы :
физкультурные занятия;
самостоятельная деятельность детей;
подвижные игры;
утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая);
двигательно-оздоровительные физкультминутки;
физические упражнения после дневного сна;
физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
физкультурные прогулки (в парк, на стадион);
Физкультурные досуги;
спортивные праздники.
Существующие здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в четыре группы:
организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;
учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья;
здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья.
Для осуществления задач по максимальному оздоровлению детей в ДОУ осуществляется разноплановая работа, которая включает в себя:
Создание здоровьесберегающего пространства.
Среда окружающая детей в группах ДОУ, обеспечивает безопасность жизни, способствует укреплению здоровья и закаливания организма, а также удовлетворяет потребности детей в движении, которое служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем и средством всестороннего развития дошкольника.
Организацию рационального режима дня.
Время проводимое ребенком в детском саду, рассчитано с учетом индивидуальных особенностей детей каждой возрастной группы. Организованы прогулки на свежем воздухе, занятия дозированы с учетом возраста детей, планируется смена деятельности.
Создание условий для оптимального двигательного режима.
Двигательная активность способствует повышению умственной работоспособности, речевому развитию, полноценному формированию произвольных движений и действий, лежащих в основе двигательного поведения человека. Исходя из этого, в детском саду детей организуют так, чтобы их динамическая поза во время непосредственной образовательной деятельности менялась на всем ее протяжении. Кроме того, во время занятий проводятся физминутки, динамические паузы, соответствующие теме занятия.
Осуществление оздоровительных мероприятий.
Закаливающие мероприятия в детском саду способствуют укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Соблюдается четкая организация теплового и воздушного режима, соблюдается режим прогулок во все времена года, проведение занятий физкультуры и утренней гимнастики.
Полноценное питание и обеспечение благоприятной гигиенической обстановки.
Питание рассчитано с учетом требований САНПИНа. Используется витаминизация третьих блюд, вторые завтраки, включающие в себя фрукты или соки.
Создание атмосферы психологического комфорта.
В группах создается положительный эмоциональный настрой на фоне доверительных отношений взрослых и детей, созданы уголки эмоциональной разгрузки, используются музыкальные паузы.
Используемые в комплексе здоровье сберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Но ни одна, даже самая лучшая программа по применению здоровьесберегающих технологий не может дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в ДОУ не создано детско-взрослое сообщество (дети-родители, педагоги, для которого характерно содействие друг другу. Дети особенно восприимчивы к положительному примеру отца, матери, укладу семьи.
Вовлечение родителей чаще всего идет под девизом «К здоровой семье через детский сад», что способствует сохранению и укреплению детского здоровья. Для этого используются родительские собрания: «Чтобы ребенок рос здоровым», «Вместе с садом мы растем» и многое другое. Очень популярные совместные развлечения и спортивные соревнования, дни здоровья. Консультации и рекомендации помогают родителям ориентироваться в определенных ситуациях. Памятки, буклеты, например, из серии «Пальчиковые игры», «Как правильно закаливать ребенка» помогают получить необходимые знания и методы обучения детей. Особо пользуются популярностью тренинги и практикумы на днях открытых дверей. Практические навыки, которые получают родители, более действенны и, обязательно, затем используются родителями.
Оздоровительный, познавательный, тренирующий, эмоциональный эффект взаимоотношений между детьми, педагогами и родителями дает не только гармонизацию отношений, но и способствует более действенным результатам на пути укрепления здоровья детей. Поэтому, вовлечение родителей в использование зоровьесберегающих технологий дома, мы совершенствуем методы педагогической работы по формированию, как у детей, так и родителей активного здорового образа жизни. Таким образом, использование специальных форм здоровьесберегающих технологий приводят не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности всех ее свойств и качеств.
Литература:
Осокина Т. И. Воспитание физических качеств у детей дошкольного возраста. // Семенарский, лабораторный и практические занятия по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста»
Составитель А. В. Кенеман М. ,1985
Базарный В. Ф. Здоровье и развтие ребенка М. ,2005
Ивановская С. Н. Здоровьесберегающие приемы работы с детьми /
Методист. 2007 №7