Наталья Губанова
Здоровьесберегающие технологии на уроках «Информатика и ИКТ»
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии на уроках «Информатика и ИКТ»
Губанова Наталья Александровна
ГБПОУ ВО «Калачеевский аграрный техникум»
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё
новые более высокие требования к человеку и его здоровью. В последнее время проблемы
Публикация «Здоровьесберегающие технологии на уроках „Информатика и ИКТ“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Информатика. Уроки информатики
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными. В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья студентов. По словам профессора Н. К. Смирнова, “здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на
стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся”.
Изучение предмета «Информатика и ИКТ» предусматривает использование компьютера, общаясь с которым, наносится гораздо больший вред здоровью растущему организму,
чем на обычном уроке. Перечислю лишь некоторые факторы, это:
воздействие электромагнитного излучения (вокруг монитора существуют электростатические и электромагнитные поля, от монитора исходит незначительное по интенсивности рентгеновское излучение – отсюда повышенная утомляемость и слабость, возможно развитие онкологических заболеваний);
стесненная поза (сидячее положение в течение длительного времени способствует болям в мышцах, суставах и позвоночнике);
утомление глаз (нагрузка на зрение, именно из-за этого у пользователя возникает головная боль и головокружение);
перегрузка суставов кистей (может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти);
возникновение стрессовой ситуации при потере информации компьютера (может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна).
иногда даже у пользователей возникают психические расстройства из-за
большого количества временя, проводимого за компьютером.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод: с одной стороны компьютер является эффективным средством обучения, а с другой стороны он оказывает отрицательное
влияние на здоровье учеников. Из данного противоречия следует проблема – как сохранить
здоровье студентов, обучая работе на компьютере.
В своей статье я бы хотела остановиться именно на педагогическом аспекте этой проблемы, потому что, работая преподавателем 20 лет, меня это очень волнует. Я хочу поделиться опытом использования современных образовательных здоровьесберегающих технологий на уроках Информатики и ИКТ.
Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности студентов;
разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках
и во внеурочной деятельности педагогами.
Рассмотрим каждую из них. В первую очередь это соблюдение санитарногигиенических норм. По САНПину студентам разрешается сидеть за монитором 30–35 минут, после чего делается перерыв. Очень важно соблюдать температурный режим, грамотно
оформить кабинет, подобрать мебель. В кабинете на стендах располагаются правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Кабинет регулярно проветривается. На
вводных занятиях я рассказываю о том, какое вредное воздействие оказывает компьютер на
здоровье человека, на зрение в том числе, какие требования предъявляются к посадке при
работе за ПК и какие последствия могут быть при несоблюдении этих требований. Объяс-
16
няю, что правильная рабочая поза позволяет избегать перенапряжения мышц, способствует
лучшему кровотоку и дыханию. Также на этих уроках объясняю, как правильно организовать
рабочее место. Что нужно правильно дышать - ритмично, свободно и глубоко; держать в расслабленном состоянии плечи и руки - в руках не будет напряжения, если плечи опущены;
чаще моргать и смотреть вдаль – это способствует увлажнению и очищению поверхности
глаз; при первых симптомах усталости глаз, отвернуться от ПК и выполнить упражнения для
глаз. Демонстрирую им как это делать. В течение нескольких уроков, напоминаю ребятам о
том, что нужно сделать зарядку для глаз. После проведения нескольких таких занятий, у ребят формируется устойчивая привычка, которая в дальнейшем поможет сберечь остроту зрения. Так же делаем физкультминутку, которая включает в себя упражнения для различных
групп мышц и для улучшения мозгового кровообращения.
Часто меняю виды деятельности на уроке. Опрос, новый материал, проверка работы
соседа и умение оценить его знания, практическая работа, выступление с небольшим сообщением или дополнением по теме позволяет переключить внимание и немного разрядить обстановку, особенно это важно на последнем уроке, когда концентрация внимания сильно
снижена. Использую игровые технологии, оригинальные задания и задачи.
Этот прием позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить
психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного
плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п. При проверке изученного материала иногда
предлагаю ребятам заняться разгадыванием ребусов, кроссвордов, что так же способствует
психологической разгрузке. Предоставляю возможность учащимся самостоятельно оценить
свой ответ, какой отметке он соответствует. Поэтому каждый студент уже более спокойно
реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои
ошибки, студент сразу же видит и пути их исправления. Важным и интересным приемом
считаю, организацию работы в группах, когда учащиеся выступают в роли учителя.
Так же важно на уроках создавать благоприятный психологический климат. Доброжелательная обстановка, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная
реакция преподавателя на желание студента выразить свою точку зрения (даже если она не
всегда верна, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной
мыслительной деятельности, уместный юмор, общение с детьми на равных – вот приемы,
которые я использую на занятиях для этого.
На своих уроках постоянно провожу пропаганду здорового образа жизни. Часто в материалы занятия включаю информацию, о том какой вред компьютер может нанести здоровью пользователя. Особое внимание уделяю вопросу об интернет зависимости и ее последствиях. Не секрет, что ребята много времени проводят за компьютером и дома, даже зачастую
общение молодых людей больше проходит на сайтах, чем в реальности.
Таким образом, на уроках я стараюсь применять различные технологии обучения и
как можно больше разнообразить формы деятельности студентов. Исходя из вышеизложенного понятно, что здоровьесберегающие технологии позволяют параллельно решать задачи
охраны здоровья студентов, как в психологическом, так и в физиологическом аспектах.
Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому студенту, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли
бы нанести вред его здоровью.
Структуру урока можно изменять в зависимости от вида и темы урока, этапов может
быть различное количество, методов проведения может быть несколько. Важно, что здоровьесберегающие технологии помогают избежать усталости и делают общение студентов с компьютером более безопасным для здоровья. Поэтому использовать эти технологии важно и
нужно. Каждый преподаватель должен помнить, что здоровье наших студентов и в наших
руках. Девиз «не навреди» в нашей работе самый правильный и актуальный.
Библиографический список:
1. Смирнов Н. Как обучать школьников без ущерба для их здоровья. - М. : Чистые
пруды, 2005.
2. Базарный В. Ф. Здоровье и развитие ребенка : Экспресс-контроль в школе и дома. – М., 2005. – 176с.