Ольга Леденёва
Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях.
▼ Скачать + Заказать документы
На музыкальных занятиях, как на любых других занятиях и режимных моментах педагог старается сохранить и укрепить здоровье ребенка.
Что можно подразумевать под здоровьем ребенка? Это совокупность нескольких понятий:
- Психическое и эмоциональное здоровье
- Физическое здоровье.
- Социальное благополучие.
Отсюда делаем вывод, что здоровье – это не только отсутствие болезней, но и комплекс этих понятий.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях,» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
На музыкальных занятиях применяются различные методики, позволяющие сохранять и укреплять здоровье детей. Рассмотрим их.
1. Валеологическое приветствие. Начало занятия всегда настраивает детей на правильный лад, снимает боязнь, улучшает настроение. Поэтому применяются различные распевания про солнце, дружбу, доброту.
Пример валеологической распевки на любую мелодию (дети могут сами ее придумать) :
Солнце с тучкою опять
В прятки начали играть. (закрываем и открываем ладошками глаза)
Только солнце спрячется-
Тучка вся расплачется. (трем кулачками глаза)
А как солнышко найдется-
В небе радуга смеется. (смеемся и прыгаем)
В. Донская
2. Логоритмика.
упражнения, которые включают в себя использование речи и движения одновременно (похоже на валеологические распевки, но речь здесь не является пением, так как возможны интенсивные ритмические движения, при которых невозможно петь, так как нарушается дыхание). Логоритмические упражнения направлены в первую очередь на коррекцию речи, но и детям, не нуждающимся в логопедической помощи, такие упражнения помогают сохранить их здоровье, как речевое, так и психофизическое.
Пример логоритмического упражнения для младшего возраста:
Педагог: Большие ноги шли по дороге (шагают вместе с детьми в перевалочку)
Дети: Топ, топ, топ (топают одной или двумя ногами)
Педагог: Маленькие ножки бежали по дорожке (бегут на месте)
Дети : Топ, топ, топ, топ, топ, топ. (топают одной или двумя ногами)
3. Артикуляционная гимнастика.
Позволяет детям правильно формировать свой певческий аппарат, а также предупреждать и корректировать речевые проблемы.
Примеры упражнений: сделать рот как круг, мячик и спеть на букву «о», «а», «у». Так же индивидуально рекомендованные логопедом упражнения.
4. Пальчиковая гимнастика.
Активизирует двигательную активность, развивает речь, ритмический слух, позволяет отдохнуть от одного вида деятельности и перейти к другому. Педагоги - ученые давно установили связь между работой рук, пальцев и развитием мышления и речи. В основном на занятиях используются пальчиковые игры из комплекса Е. С. Железновой.
5. Релаксация.
Важное место в психическом здоровье занимает процесс расслабления, однако, существует ряд проблем, связанных с преобладанием у детей процесса возбуждения, который доминирует над процессами торможения. Длительное возбуждение не дает детям расслабиться, а заставляет организм работать на износ в постоянном тонусе. В настоящее время существует много гиперактивных детей, им просто необходимо научиться релаксировать. В этом поможет музыка. Можно начать со слушания колыбельных и коротких тихих мелодий, под которые можно закрыть глаза и представить, что кукла спит, или мишка. Замечательно если музыка будет в живую, пение или игра на музыкальных инструментах.
Но так же существуют расслабляющие сборники для детей. Ребенку будет в двойне приятно, если родители поддержат его и сами тоже попробуют насладиться музыкой в тишине, или лежа, закрыв глаза.
Детский сад всегда выступает за сохранение и укрепление здоровья детей и их родителей, поэтому проводятся консультации, беседы, семинары – практикумы для родителей и педагогов. Также родители с удовольствием участвуют в акциях, спортивных и музыкальных праздниках, соревнованиях.
Сохранения здоровья – главная задача работников дошкольного учреждения. Совместная деятельность всех участников педагогического процесса: родителей, педагогов, медицинских работников, работников в сфере питания, позволит наиболее качественно сохранять, укреплять здоровье детей