Наталья Бабинцева
Здоровьесберегающие технологии в детском саду. Хатха-йога и дыхательная гимнастика
▼ Скачать + Заказать документы
рактикуйте и всё придёт. (Патабхи Джойс)
. Йога учит нас исцелять то, что невозможно терпеть, и терпеть то,
что невозможно исцелить. (Б. К. С Айенгар)
Уважаемые коллеги! Давайте поговорим о нетрадиционной физкультуре, о здоровьесберегающей технологии, о хатха йоге для дошкольников.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в детском саду, Хатха-йога и дыхательная гимнастика» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Йога. Занятия и уроки йоги для детей и начинающих
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Поддерживать здоровье, развивать гибкость и выносливость, умение концентрировать внимание необходимо с ранних лет, именно поэтому был разработан детский вариант йоги с учетом физических, физиологических и психологических особенностей ребенка.
Йога для детей очень похожа на игру, в которой они изучают свое тело, превращаясь в животных, растения или предметы. Занятия «Йога для детей» отличаются от «взрослой» йоги. Дети легко и с удовольствием осваивают асаны, дети более близки к природе, чем, взрослые, и поэтому, играючи познают традиции древней хатха-йоги.
Главная задача дошкольных учреждений - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Путь к здоровью, физическому и духовному, - сложный путь, поскольку он уникален, как уникален и сам человек. Древние мудрецы давно поняли, что физическая тренированность тела оказывает мощное влияние на душевное состояние человека, и в то же время тело чутко реагирует на малейшие импульсы мысли.
«Йога – это здоровый позвоночник и отличная осанка, концентрация внимания, а значит, успехи в учебе и карьере»
Сегодня я вам хочу рассказать и показать, как мы занимаемся Хатха-йогой.
Для этого определим, что мы называем Асаны. Асаны - психофизиологические упражнения, которые развивают мускулатуру, гибкость, укрепляют печень, селезенку, кишечник, улучшают кровообращение, стимулируют деятельность эндокринных желез и наполняют человека жизненной силой, а самое главное – укрепляют осанку детей. Йога - профилактика простудных заболеваний. Йога обладает уникальной способностью успокаивать нервы, приводить в порядок мысли. Дети становятся спокойнее, добрее, сосредоточеннее, у них появляется уверенность в своих силах. Гимнастика с элементами хатха-йоги доступна людям любого возраста, в том числе и старшего дошкольного. Эти упражнения не требуют специальных снарядов и приспособлений.
Асаны выполняются под тихую музыку гор, рек, природы, пения птиц.
Задачи, которые решаются с применением Хатха-йоги :
Оздоровительные :
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
2. Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики.
3. Улучшение показателей физической подготовленности детей, совершенствование физических качеств.
3. Формирование правильной осанки.
Образовательные:
1. Ознакомление детей с терминами: физические качества, выносливость, равновесие, гибкость, сила; асана, статическая поза, хатха йога, пранаяма.
2. Формирование физических двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
3. Расширение кругозора, уточнение представлений о своем теле, создание положительной основы для формирования привычки к здоровому образу жизни;
4. Формирование физической культуры как составной части целостной культуры личности.
Воспитательные:
1. Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
2. Развитие уверенности, смелости, чувства взаимовыручки.
3. Развитие эстетического вкуса.
Роль родителей:
1. Участие в работе кружка «Хатха Йога»
2. Участие в мастер-классе «Хатха Йога для детей»
На протяжении нескольких лет, у детей, посещающих данный кружок, отмечаются следующие результаты:
1. Снижение заболеваемости детей;
2. Повышение уровня физической подготовленности и развития физических качеств у детей 5 – 7 лет;
3. Потребность в ведении здорового образа жизни у детей и родителей;
4. Формирование у родителей представлений о физических возможностях детей;
5. Информированность родителей о нетрадиционных формах оздоровления, о здоовьесберегающей технологии.
На первом этапе (диагностико- прогностический)
Мы изучаем возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей.
Подбираем необходимый литературный материал, подбираем звукозаписи.
Проводим беседы с родителями о необходимости занятий йогой для здоровья детей и развития физических качеств: гибкость, равновесие, выносливость, координация.
На втором этапе (практический)
Проводим комплекс гимнастики с элементами дыхательной гимнастики - пранаямы; оздоровительные разминки;
• Организация занимательной двигательной деятельности различного типа; пальчиковые игры и упражнения; игровая гимнастика и суставная, самомассаж, релаксации.
• Организация досугов, праздников;
• Выступление детей с показательными номерами для студентов педагогического колледжа и для родителей на спортивных праздниках «А ну-ка, мама» и других.
• Проведение «Дня здоровья», в летнее время «Недели здоровья»
• Организация кружковой работы: «Веселая Йога» для старшей группы и «Хатха Йога» для детей подготовительной к школе группы.
• Организация работы с семьёй.
Предлагаю вам посмотреть выступление детей. (1 подгруппа)
1. Приветствие гостей. – «Круг дружбы».
2. Дыхательное упражнение «Градусник – ладошка»
3. «Лотос» - (падмасана). Терапевтический эффект.
Исключительно благоприятно воздействие оказывает на позвоночник и суставы ног: тазобедренный, коленный, голеностопный;
стимулирует органы пищеварительной системы, эндокринные железы;
положительно влияет на сердечно-сосудистую и дыхательную системы;
благоприятно влияет на центральную нервную систему, оказывает успокаивающее действие. Эта поза очень удобна для концентрации внимания и медитации.
4. Обезьяна
Т. э. эта поза растягивает бедро и укрепляет стопы, раскрывает тазобедренную область, укрепляет ноги и корпус, особенно колени и бедра. Повышает гибкость позвоночника, раскрывает грудную клетку, укрепляет сердечную мышцу. Повышает устойчивость и координацию.
5. Стоящая рыба
Терапевтический эффект. Исправляет сколиоз, расширяет легкие, тонизирует мышцы рук, помогает облегчить астму и снять волнение.
6. Мост (урдхва дханурасана)
Терапевтический эффект. Стимулирует деятельность щитовидной железы, расширяет легкие, укрепляет мышцы шеи и бедер и брюшные мышцы, помогает облегчить астму. Исправляет дефекты осанки.
7. Березка – (сарвангасана)
Терапевтический эффект.
В названии этой позы не случайно указано, что асана для всего тела. Сарвангасана нормализирует и стимулирует функции практически всех систем организма, заряжает энергией щитовидную, зобную, миндалины;
укрепляет органы дыхания, излечивает заболевания легких, а также улучшает работу сердечно-сосудистой и пищеварительной систем; нормализует кровяное давление;
улучшает память, слух и зрение, излечивает хронические головные боли.
Внимание! С гипертонической болезнью и остеохондрозом шейного отдела позвоночника следует быть очень осторожным.
8. Плуг (халасана)
Т. э. эта поза очень эффективна при болях в спине, устраняет искривления позвоночника, способствует совершенствованию его гибкости, положительно влияет на функции печени, надпочечников, поджелудочной железы; способствует уменьшению избыточной массы тела, регулирует обмен веществ, уменьшает объем талии, оказывает омолаживающее воздействие
9. Лук (дханурасана)
Т. э. : укрепляет мышцы спины и плечевого пояса, увеличивает гибкость позвоночника и подвижность в плечевых суставах. Улучшает осанку. Уменьшает жировые отложения в области спины и живота. Снимает утомляемость.
10. Кобра
Т. э. : улучшает циркуляцию крови во всех органах, тонизирует мышцы рук и живота, расширяет легкие, помогает облегчить астму.
11. Шпагат
Т. э. Шпагат очень полезен и эффективен, так как в момент его выполнения задействуются практически все неактивные мышечные волокна. Вы сможете достаточно быстро привести свое тело в идеальную форму, нормализировать свое глобальное состояние всего организма, который заработает активно и намного лучше. (поперечный шпагат или жгут)
Поклон
2 подгруппа
1. Приветствие
2. Божественная поза
Т. э. : улучшает кровообращение и подвижность в суставах рук, грудном и шейном отделе позвоночника. Помогает при сутулости и кифозе. Полезна для сердца.
3. Кушетка (парианкасана)
Т. э. улучшает кровоснабжение позвоночника, повышает его подвижность. Стимулирует деятельность эндокринных желез
Парианкасана противопоказана при гиперфункции щитовидной железы.
4. Кузнечик (салабхасана)
Т. э. стимулирует работу печени, почек и кишечника, укрепляет мышцы бедер и поясницы, улучшает зрение.
5. Змея свернулась клубочком
Т. э. – хорошая профилактика сутулости
6. Верблюд (уштрасана)
Т. э. : повышает гибкость позвоночника, улучшает кровоснабжение спинного мозга, исправляет дефекты осанки, нормализирует деятельность органов дыхания, помогает при хронических головных болях, при заболеваниях горла.
7. Корова (ардха гомукхасана)
Т. э. : способствует улучшению осанки. Укрепляет мышцы плечевого пояса, увеличивает подвижность плечевых и локтевых суставов, исправляет дефекты позвоночника. Полезна при слабых бронхах, улучшает работу сердечной мышцы.
8. Полушпагат
Т. э. : развивает гибкость тазобедренных, коленных и голеностопных суставов. Очень полезен для каждой женщины.
9. Лебедь
Т. э: эта поза улучшает кровоснабжение, помогает снять головную боль переутомление.
10. Тронная поза
Т. э. : тонизирует тазобедренные, коленные и голеностопные суставы
11. Лодка
Т. Э. : поза укрепляет мышцы живота и спины, повышает тонус рук и ног, массирует внутренние органы
Дыхательное упражнение «Задуем свечи»
12. Поклон
Впереди еще полгода кружковой работы с детьми. Я надеюсь, что эти занятия укрепят их здоровье, улучшат координацию и осанку.
Хочется закончить свое выступление такими словами Стинга: «Йога, как музыка: она никогда не кончается».
Спасибо за внимание.
Перечень пособий, технологий
1. Иванова Т. А. Йога для детей. парциальная программа для детей дошкольного возраста. – Санкт-Петербург. : Детство-Пресс. 2015
2. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления : Программно-методическое пособие. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС. 2000г.
3. Латохина Л. И. Хатха-йога для детей М., Просвещение. 1993
4. Джуд Ренье. Йога для всех. М. : Мой мир, 2008.