Мария Чернышова
Здоровьесберегающие технологии в детском саду по ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии в детском саду
Одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Образовательная область «Физическое развитие» ФГОС ДО включает : «…становление ценностей здорового образа жизни, овладение детьми его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др. …»
Темочки:
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Одним из средств решения обозначенных задач являются здоровьесберегающие технологии. Что же такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе детского сада? Попробуем разобраться в понятиях.
Здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (по Уставу ВОЗ).
Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога - набор определенных профессиональных действий, позволяющий педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально- педагогической деятельности.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - это технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду : детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
применительно к ребенку
- обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада - воспитание валеологической культуры (осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни человека + знания о здоровье + умение оберегать, поддерживать и охранять здоровье + навыки безопасного поведения + умение оказать элементарную медицинскую, психологическую самопомощь и помощь).
применительно к взрослым (педагогам и родителям воспитанников)
- содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей
Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду
медико-профuлактические технологии; физкультурно-оздоровительные технологии; здоровьесберегающие образовательные технологии, технологии обеспечения социально- психологического благополучия ребенка; технологии обеспечения здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; технологии валеологического просвещения родителей.
Медико-профuлактические технологии Задачи : сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала детского сада в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств мониторинг здоровья дошкольников разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья организация профилактических мероприятий организация рационального питания организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиН; организация здоровьесберегающей среды в детском саду.
Физкультурно-оздоровительные технологии Задачи : физическое развитие и укрепление здоровья ребенка : развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников занятия по физической культуре организация рационального двигательного режима динамические паузы закаливающие процедуры гимнастика подвижные и спортивные игры дни здоровья спортивные развлечения, праздники профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах массаж и самомассаж Здоровьесберегающие образовательные технологии Задачи : воспитание валеологической культуры дошкольников, формирование осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его Занятия, игровые ситуации и беседы: о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, о правилах безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребё нка Задачи: обеспечение психического и социального здоровье ребёнка-дошкольника, обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение эмоционального благополучия дошкольника. психологическое и психолого-педагогическое сопровождение развития ребё нка: тренинги релаксация музыкотерапия психогимнастика сказкотерапия арттерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования Задачи: развитие культуры здоровья педагогов детского подбор и расстановка кадров с учётом их деловых качеств, опыта и психологической
сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни
совместимости учет требований к профессиональной подготовке педагогов, совершенствование педагогического мастерства: семинары-практикумы, конкурсы-смотры, педсоветы, консультации, методические рекомендации, открытые показы
Технологии валеологического просвещения родителей Задачи: информационно- просветительная работа с родителями воспитанников, установление партнерских взаимоотношений с в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей консультативная помощь, участие в физкультурно-массовых мероприятиях дошкольного учреждения, папки-передвижки, беседы, личный пример педагога, практические показы (практикумы) выступления на родительских собраниях информация для стендов памятки, буклеты презентации акции выставки плакатов Каждая из рассмотренных технологий направлена на здоровьесбережение и здоровьеобогащение детей, посещающих дошкольное учреждение.
Рекомендации для педагогов по применению некоторых здоровьесберегающих технологий в работе с детьми
Виды технологий Время проведения в режиме дня
Особенности методики проведения 1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья Динамические паузы Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики
(физкультминутки) детей. Применяется во всех возрастных группах
утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия
Подвижные и спортивные игры
Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате (малой и со средней степенью подвижности). Применяется во всех возрастных группах
Подвижные игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем их проведения. В детском саду используем лишь элементы спортивных игр.
Гимнастика пальчиковая
Проводятся ежедневно индивидуально либо с подгруппой Применяется во всех возрастных группах
Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)
Гимнастика для глаз
Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки Применяется во всех возрастных группах
Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога
Гимнастика дыхательная
В различных формах физкультурно- оздоровительной работы Применяется во всех возрастных группах
Обеспечить проветривание помещения, педагог дает детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры
Гимнастика пробуждения
Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Применяется во всех возрастных группах
Форма проведения различна: упражнения на кроватках и рядом с кроваткой; ходьба по «дорожке здоровья»; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях
Закаливание Ежедневно в различных формах работы (прогулки, хождение босиком и др.)
Строгое соблюдение принципов закаливания 2. Технологии обучения здоровому образу жизни Физкультурное занятие В соответствии с требованиями СанПин Применяется во всех возрастных группах Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение Проблемно- В свободное время, можно Занятие может быть
игровые ситуации
во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Применяется со старшего возраста
организовано незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности
Коммуникативные игровые ситуации
1-2 раза в неделю в свободное время Применяется во всех возрастных группах
В занятие входят разные виды деятельности: беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Самомассаж В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно- оздоровительной работы Применяется во всех возрастных группах
Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму
3. Коррекционные технологии
Артикуляционная гимнастика
Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время индивидуально либо с подгруппой Применяется во всех возрастных группах
Используется для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимых для правильного звукопроизношения.
Гимнастика ортопедическая
В различных формах физкультурно- оздоровительной работы Применяется во всех возрастных группах
Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей Рекомендуется в качестве профилактики болезней опорного свода стопы и опорно- двигательного аппарата.
Психогимнастика 1-2 раза в неделю Применяется во всех возрастных группах
Занятия проводятся по специальным методикам - курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы)
Музыкотерапия Музыка прослушивается дозированно в течении дня
Используются для снятия напряжения, повышения
в различных формах работы в зависимости от поставленных целей Применяется во всех возрастных группах
эмоционального настроя, для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон и пр.
Песочная игротерапия
Индивидуальные и групповые игровые сеансы 1-2 раза в неделю в любое свободное время
чтобы избежать неразберихи вокруг «песочницы», нужно предварительно обсудить с детьми порядок работы и установить для них несколько правил
Таким образом, применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации сохранения и укрепления здоровья детей, а у ребенка стойкую мотивацию к творчеству и здоровому образу жизни.