Анна Михайловна Гультяева
Здоровьесберегающие педагогические образовательные технологии в дошкольных учреждениях
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие педагогические (образовательные) технологии в дошкольных учреждениях.
«Принцип здорового образа жизни, принцип оптимальных физических нагрузок, человек должен усваивать как элементы культуры в худшем случае со школьной скамьи, в лучшем – еще раньше, в семье, в детском саду…»
Н. М. Амосов
Публикация «Здоровьесберегающие педагогические образовательные технологии в дошкольных учреждениях» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2024
Главная цель дошкольного учреждения – это всестороннее и гармоничное развитие личности воспитанника, его право на качественную и доступную образовательную среду, создание благоприятных условий развития интеллектуальных, нравственных, социальных, физических, художественно эстетических процессов в их плотной взаимосвязи.
Цель можно достигнуть при одном, но очень приоритетном условии – здоровом воспитаннике!
Одной из важных задач является обеспечение условий безопасности нахождения детей в детском саду, охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка.
Слова известного педагога В. А. Сухомлинского тому подтверждение: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». И с этим нельзя, не согласиться! Ведь дети проводят в дошкольном учреждении самый ценный период своей жизни – детство. Полноценное формирование гармоничной личности будет достигнуто, если ребенок будет развиваться в благоприятной, безопасной среде, в окружении заботы и внимания со стороны взрослых.
Целостность и система дошкольного образования имеет огромный потенциал для формирования у воспитанников навыков здорового образа жизни, понятия «здоровье» и здоровьесберегающей культуры. Обязательным и немаловажным аспектом является то, что данные задачи в дошкольном учреждении необходимо реализовывать с учетом возрастных, индивидуальных возможностей каждого воспитанника.
Здоровьесберегающие педагогические (образовательные) технологии являются очень эффективной системой мер профилактической работы с воспитанниками, направленные на укрепление и сохранение здоровья. В реализации здоровьесберегающих технологий в тесном взаимодействии и при условии слаженной работы в соответствии с планом, участвуют педагогические работники, дети, родители и медицинский персонал дошкольного учреждения. Учитываются все факторы образовательной среды, которые взаимосвязаны между собой и направлены на сохранение здоровья, формирование культуры здоровья, укрепление и профилактику на всех этапах обучения и развития ребенка в детском саду.
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий
классифицировать по целям и поставленным задачам. Каждый отдельный вид реализуется с помощью различных методов работы воспитателя с детьми.
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
- стретчинг (упражнения на совершенствование гибкости)
- динамические паузы (так называемые переменки во время занятий, по мере утомляемости детей, 2 – 3 минуты в стихотворной форме)
- гимнастика (ортопедическая, корригирующая – проводятся в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, зависят от контингента детей)
- гимнастика бодрящая (ежедневно после дневного сна)
- гимнастика для глаз, дыхательная, пальчиковая (ежедневно в течение дня, в зависимости от сетки занятий)
- подвижные и спортивные игры (в группе, в физкультурном зале, на прогулке; подвижные и спокойные, представляют собой элементы спортивных игр)
- релаксация (чаще проводится у детей старших возрастных групп под звуки природы или спокойную музыку)
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
- занятия физкультурой (чаще проводит физкультурный работник, занимаются по программе ДОУ, обязательно при соблюдении всех мер безопасности)
- ритмика
- игротерапия (проводится в различное время, учитывая сетку занятий и тему по программе. Проигрываются ситуации, связанные с соблюдением гигиены, ЗОЖ)
- коммуникативные игры (проводятся с детьми более старшего возраста)
- неделя здоровья
- занятия «Азбука здоровья» или «Здоровье от А до Я» (проводятся с разными возрастными группами, несут познавательную функцию)
- точечный массаж, самомассаж (в период эпидемии сезонно)
3. Коррекционные технологии, проводятся с участием узких специалистов (психологи, логопеды, инструкторы по физической культуре)
- сказкотерапия (любимая форма занятий у детей, обучает в роли персонажа
- арт-терапия (с детьми более старшего возраста, учитывая индивидуальные особенности)
- лого-терапия (занятия с логопедом, нуждающихся в коррекции детей)
- психогимнастика
- воздействие цветом и музыкой (в зависимости от формы занятий, создает благоприятный эмоциональный фон, раскрепощает детей, подавляет негативные эмоции).
Важным звеном здоровьесберегающей педагогической технологии является взаимодействие дошкольного учреждения с семьей воспитанника. Плотное сотрудничество связки: педагог – ребенок – семья, в сохранении и укреплении здоровья ребенка, привитие навыков здорового образа жизни сможет привести к достижению поставленных целей.
Методы работы с семьей разнообразные по форме, содержанию и подаче материала:
- информационные стенды (подготовленные медицинским персоналом на различные темы – сезонные заболевания, закаливание, режим дня и т. д.)
- «папки-передвижки» (о занятиях спортом, гигиене, чистых руках, соблюдение мер безопасности на улице, в помещении и т. д.)
- консультации, беседы, тематические родительские собрания (индивидуальные, групповые, совместные с детьми и т. д.)
- семейные проекты на тему здорового образа жизни (рисунки, поделки, книжки-самоделки, фото-газета)
- привлечение родителей к участию в спортивных мероприятиях, соревнованиях, праздниках, эстафетах, викторинах (Мы – за ЗОЖ; мама, папа, я – спортивная семья; спортивный праздник, посвященный 23 февраля и т. д.)
Использование в работе с детьми инновационных здоровьесберегающих технологий, таких как – ритмопластика, логоритмика, массажёры, тактильные дорожки, сенсорные комнаты, сухой бассейн и другие.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении происходит, учитывая множество различных факторов:
- оснащение, организация пространства ДОУ к таким методам работы
- профессиональная компетенция педагогического состава
- анализ физического развития детей, их умений и навыков.
Слаженная и комплексная работа всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении сохранит и преумножит показатели соматического здоровья воспитанников, сформирует навыки здорового образа жизни и понятия физической культуры детей и родителей.
Только здоровый ребенок в будущем сможет стать успешной личностью, достичь определенных результатов и вести здоровый образ жизни.