Гилева ольга
Здоровьесберегающая технология в коррекционно-развивающей работе логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто.
Сократ.
Одной из основных задач Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Публикация «Здоровьесберегающая технология в коррекционно-развивающей работе логопеда» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
В связи с этим, весьма актуальным становится разработка и внедрение здоровьесберегающей технологии, целью которой является формирование у воспитанников современного детского сада таких качеств, которые в дальнейшем позволят им свободно ориентироваться в жизненных ситуациях, быть здоровыми, активными членами общества. Имеющими свои принципы и взгляды.
Никому не нужно доказывать, что вопрос здоровья важен. Он стар как мир и современен во все времена. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который ничем нельзя.
Что такое здоровье? К Гален, римский врач, представитель античной медицины определял так «…это состояние, при котором мы не страдаем от боли и не ограничены в своей жизнедеятельности…». Всемирная организация здравоохранения дала такое определение: Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения. Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Цель здоровьесберегающей технологии – обеспечить дошкольникам высокий умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни.
Использование элементов здоровьесберегающей технологии на коррекционных логопедических занятиях позволяет решить несколько задач:
• повышает речевую активность;
• развивает речевые умения и навыки;
• снимает напряжение, восстанавливает работоспособность;
• активизирует познавательный интерес;
• улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой;
• укрепляет здоровье детей, как ведущего фактора позволяющего, полноценно усваивать коммуникативные навыки.
Принципы здоровьесберегающей технологии :
• «не навреди!»;
• сознательности и активности;
• непрерывности здоровьесберегающего процесса;
• систематичности и последовательности;
• всестороннего и гармоничного развития личности;
• возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.
Особенности физического развития детей с речевыми недостатками:
• нарушение движений артикуляционных укладов, органов артикуляционного аппарата;
• нарушение дыхания, голосообразования;
• ограниченный объем движений общей и мелкой моторики;
• расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
• повышенная утомляемость;
• заметное отставание в показателях основных физических качеств (силы, ловкости, скорости);
• нарушение темпоритмической организации движений.
Особенности психического развития детей с речевыми нарушениями:
• нарушение оптико-пространственного гнозиса;
• неустойчивость внимания;
• расстройство памяти (особенно слуховой);
• несформированность мышления;
• задержка развития воображения.
Оздоровительно-коррекционная работа с детьми, имеющими речевые нарушения, включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную, артикуляционную, пальчиковую гимнастики, массаж мышц пальцев рук, мимических мышц, упражнения для профилактики зрения, сказкотерапию, логоритмику.
Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий проводится мышечная релаксация. Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.
Для стимуляции работы мозга и регулирования нервно-психических процессов используется дыхательная гимнастика. С помощью правильного дыхания можно избежать гайморита, астмы, неврозов, избавиться от головной боли, насморка, расстройства пищеварения и сна, быстро восстановить работоспособность после умственного и физического утомления.
Патологическое состояние тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры, как правило, сочетается с нарушениями подвижности артикуляционных мышц, что выражается в нарушениях звукопроизношения.
Логопедический массаж - активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей переферического речевого аппарата.
Массаж мимических мышц лица оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм:
• улучшает секреторную функцию кожи, активизирует ее кровообращение, повышает обменные процессы;
• оказывает большое влияние на состояние капилляров кожи;
• воздействует на состояние мышечной системы.
Применение зрительной гимнастики способствует снятию напряжения с глаз, тренировке зрительно-моторной координации.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики улучшает кровоснабжение артикуляционных органов и нервную проводимость, укрепляет мышечную систему языка, губ, щек, уменьшает напряженность артикуляционных органов.
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Игры с пальчиками развивают мозг ребенка. Стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша.
У подвижного ребенка, как правило, хороший аппетит, крепкий сон, веселое настроение. Этому способствует развитие общей моторики. Движения не только укрепляют опорно-двигательный аппарат, координацию, они обеспечивают непрерывный синтез белковых соединений в мышцах, способствуя нормальному росту.
Основные задачи логоритмики -снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд, совершенствовать общую моторику, выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью малыша, зависит его настроение, состояние физического комфорта.
Итак, оздоровительно-коррекционная работа :
• активизирует моторные речевые зоны головного мозга и вследствие этого - развивает речевую функцию;
• развивает культурную личность;
• готовит здорового, воспитанного, образованного ребенка к жизни в современном обществе.