Получи документы

Здоровьесберегающая технология (ниткописи) в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР

Светлана Бакулина
Здоровьесберегающая технология (ниткописи) в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР

«Ниткография» была перенята у народа Уичоли, проживающего в западной и центральной Мексике. Картины Уичоли в технике «Ниткография» выполняются из шерстяной пряжи, носят этнический характер. Традиционно такие картины изготовляют на квадратной или круглой дощечке, в центре которой проделано отверстие. С обеих сторон дощечка покрывается смесью пчелиного воска и сосновой смолы, на которую и наклеиваются разноцветные шерстяные нити.

Публикация «Здоровьесберегающая технология (ниткописи) в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах

Что же значит слово ниткография? В толковом словаре сказано, что графия, (от греч. grapho — пишу, часть сложных слов, означающая: описание, запись, чертеж, рисунок и т. п. ; употребляется как составная часть терминов — названий наук, названий способов воспроизведения, изображения чего-нибудь, а также предприятий, где применяются такие способы (напр., историография, литография, типография).

Игровые задания и упражнения с помощью ниткографии можно использовать как часть занятий – и фронтальных, и индивидуальных.

Ниткография – выкладывание, рисование, письмо с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов. Понятие «ниткография» имеет два смысловых корня: «нитка» - подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла, «графия» - создавать, изображать образ предмета.

Исследования отечественных физиологов называют кисти рук «органом речи», как и артикуляционный аппарат. Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребёнка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. Пальцы рук снабжены огромным количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость.

Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Вот почему так важно развивать мелкую моторику рук ребенка.

На логопедических занятиях рекомендуется использовать самые разнообразные приёмы, развивающие тонкую моторику. В своей работе я активно использую технику «Ниткопись».

Ниткопись – изобразительная деятельность, произведения которой создаются с помощью уложенных по контуру на поверхность шероховатого или ворсистого материала ниток, изображающих картину или предмет.

Игры с нитками помогают мне решать следующие задачи:

1. «Ниткопись» учит чёткой организации деятельности, большому упорству, трудолюбию и мастерству.

2. дети учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

3. Игры с нитками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают у детей воображение и фантазию, художественный вкус.

4. Развивается память, так как они учатся запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

5. Выполнение целенаправленных движений руками и пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

6. В результате освоения данного вида деятельности, кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Таким образом, мы просто играем, творим, создаём красочные шедевры, получаем от этого удовольствие, а вместе с тем малыши развиваются во многих направлениях.

Длительность «художественно-ниточного действа» составляет в наших занятиях всего 2-4 минуты. В начале работы, при ознакомлении детей с данным видом деятельности, мы выкладывали на бархатной бумаге контуры простых предметов (круг, квадрат и т. д., затем более сложных (цветок, домик, рыбка, машинка и т. д.).

Когда дети хорошо осваивали технику ниткописи, я предлагала выкладывать сюжетные картинки с использованием ниток нескольких цветов. Дети сами решают, какие цвета они выберут для своей картины.

Играя с нитками, ребенок получает и навык в правильном употреблении лексико-грамматических категорий, всякий раз называя цвет выбранной ниточки и ее длину, а также другие качественные характеристики материалов своей поделки. Дети быстро осваивают такие понятия, как «длинный» и «короткий», «длиннее» и «короче», «эта шерстяная нитка толстая, а сейчас мы возьмем шелковую ниточку, она тонкая».

Также я предлагаю ребенку выполнять работу, сопровождая её короткими стихотворными строчками, в результате чего отрабатывается темпо-ритмическая и просодическая сторона речи, усиливается контроль за выполняемыми движениями.

Кульминацией работы ребенка становится составление описательного (или сюжетного) рассказа по картине, созданной своими руками, что решает задачу развития связной речи дошкольников с нарушениями речи.

Подобное творчество доставляет детям огромное удовольствие и несет неоценимую пользу для развития. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики, кисти рук приобретают хорошую подвижность движений – что в свою очередь оказывает благоприятное влияние на развитие речи и подготавливает ребёнка к письму и рисованию.

Я считаю, что «ниткопись» универсальный игровой метод, так как возможности его применения безграничны:

1. Эффективным будет использование ниткописи в детском саду при формировании элементарных математических представлений. Можно заменить раздаточный материал нитками и выкладывать необходимое количество фигур, изображая их на бархатной бумаге; удачно закреплять ориентировку на листе бумаги и т. д.

2. В развитии речи детей дошкольного возраста данный игровой прием уникальный. С помощью него можно обогащать словарный запас, работать над развитием звуковой культурой речи, формировать грамматические структуры и развивать связную речь посредством изображения сюжетных картин и составления по ним рассказов. На занятиях по обучению грамоте дети с удовольствием выложат новую букву, слог, слово или объект в котором есть заданный звук.

3. При изучении эмоций человека удачно будет изображать лицо человека и его эмоциональное состояние: радость, грусть, печаль, равнодушие и т. д., изменяя только губы, глаза и брови. Одной ниткой выкладывается контур овала лица человека, другой его глаза, третьей рот и т. д. Изобразите своё настроение.

4. Для развития воображения и фантазии выкладывается замкнутый контур произвольной формы. Пусть ребёнок подумает, на что он похож и дополнит его до нужного образа. Совместно составьте по этому образу короткий рассказ или сказку.

Сказка.

Лесная история

Цель: совершенствование навыков изображения предметов с помощью цветных нитей; формирование навыка сочетания речи с движениями рук.

Жил – был в лесу ёжик. Решил он однажды прогуляться к лесной

опушке, на которой росла яблонька. Идет он по лесной тропинке, а навстречу ему попадаются грибочки, лесные цветочки, душистые ягоды.

Вдруг, из – за кустов выскочил заяц.

- Ты куда идешь? – спросил он у ежа.

- Я иду на лесную опушку, - отвечает ему ёж.

- Зачем?

- За яблоками.

- Можно я с тобой пойду?

- Пойдём.

Пришли они на опушку, и увидели, что на яблоньке висит всего одно яблочко, да и то на самой макушке. Вдруг на поляну прилетела сорока и села на высокую ёлку.

- Что вы тут делаете? – спросила сорока.

- Мы яблоко нашли. А достать его не можем. Может ты, нам поможешь? Сорока перелетела с ёлки на яблоньку. Сорока клювом сбила яблочко с дерева. Упало яблочко в траву.

Решили животные разделить яблочко, чтобы все смогли попробовать какое оно вкусное, сладкое, сочное.

А сейчас хотелось бы узнать изменилось ли ваше мнение по окончанию мастер-класса. Напоминаю: первая ступенька – ваши знания по предложенной теме остались минимальными, вторая – вы имеете представления, но считаете, что вам это никогда не пригодится, третья показывает, что вы узнали и научились и, возможно, вам это пригодится четвертая – вы приобрели новые знания, будете применять на практике. Определяйтесь, пожалуйста, с выбором.

Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы!

Я надеюсь, что наш мастер-класс вам понравился.

Закончить наш мастер – класс мне хотелось бы одной притчей.

Как-то пришёл молодой человек к старому мудрецу и спросил :

- Как мне быть, у меня много проблем и всё время увеличивается их количество. Решить же всё разом не получается!

На это мудрец достал клубок шерстяных ниток и дал такой совет:

- Видишь этот клубок. Он большой, как твои проблемы. И если будешь пытаться разорвать этот клубок, только кусочки ниток сможешь получить, но всего клубка не разорвёшь. Так и проблемы твои, если их разом пытаться все решить, то ничего путного из этого не выйдет. Но если ты ухватишься за один конец клубка этих шерстяных ниток и потянешь его, то постепенно раскрутишь весь клубок. Так и свои проблемы решай в первую очередь самые важные и сложные, постепенно избавляясь от них один за другим.

Благодарю всех за внимание и участие!

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС  Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют.

Дидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗДидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗ Семинар- практикум для педагогов ДОУ. Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.   Античная поговорка В современноммире активно происходят процессы.

Годовой аналитический отчет о проделанной коррекционно-развивающей работе Годовой аналитический отчет о проделанной коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Мерзляковой Н. Я. за 2017-2018 учебный год.

Мастер-класс по использованию игры В. В. Воскобовича «Яблонька» в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего возрастаМастер-класс по использованию игры В. В. Воскобовича «Яблонька» в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего возраста «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский Игра «Яблонька» привлекает: качеством, конструктивностью,.

Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Игрушка, сделанная ребенком с помощью взрослого, является не только результатом.

Здоровьесберегающая технология. Плавание в бассейнеЗдоровьесберегающая технология. Плавание в бассейне В этом году после ремонта у нас в саду возобновились занятия по физической культуре в бассейне, чему дети были необычайно рады. Плавание.

Игровой стретчинг в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИгровой стретчинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста Для чего нужен игровой стрейчинг детям старшей (подготовительной) группы? В нашем детском саду внедряется работа в над новой методикой для.

Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста» Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение.

Ритмическая гимнастика в коррекционно-развивающей работе с глухими дошкольникамиРитмическая гимнастика в коррекционно-развивающей работе с глухими дошкольниками Установлено, что в дошкольном возрасте наибольший прирост показателей физических качеств у неслышащих детей происходит в те же периоды жизни,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающая технология (ниткописи) в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР
Опубликовано: 20 декабря 2020 в 10:01
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД