МААМ-картинки

Здоровьесберегающая технология «Изотерапия в работе с детьми в ДОУ»

Трофимова Елена
Здоровьесберегающая технология «Изотерапия в работе с детьми в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Говорухина В. В., Трофимова Е. Н

(1сл.) Современное дошкольное образование постоянно совершенствуется новейшими педагогическими методиками, направлениями и технологиями.

(2сл.) Термин «арт-терапия» ввел в употребление в 1938 году английский врач и художник Адриан Хилл. Пионеры арт-терапии опирались на идею Фрейда о том, что внутреннее «Я» человека проявляется в визуальной форме всякий раз, когда он спонтанно рисует и лепит, а также на мысли Юнга о персональных и универсальных символах. Центральная фигура в арт-терапевтическом процессе – не пациент (как больной человек, а личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей.

Публикация «Здоровьесберегающая технология „Изотерапия в работе с детьми в ДОУ“» размещена в разделах

В нашей стране арт-терапия до последнего времени использовалась, в основном, в работе с психически больными и находилась под большим влиянием клинического мышления, в 50-60 годы арт-терапевты стали работать в более тесном контакте с психотерапевтами, социальными работниками, педагогами и другими специалистами.

Изотерапия – это направление арт-терапии, использующее методы изобразительного искусства для нормализации психического состояния детей и взрослых.

Изобразительная деятельность детей, имеющих нарушения в развитии, служит выражению чувств и настроения, которые, зачастую, ребенок не способен выразить словами.

Сегодня мы поделимся опытом работы по изотерапии. Нашу подготовительную группу компенсирующей направленности для детей с ЗПР (6-7 лет) посещают 12 детей: 8 детей подготовительная к школе группа, 2 ребенка – старшая группа и 2 ребенка – средняя группа. В связи с тем, что у детей с ЗПР наблюдаются:

- снижение работоспособности;

- более низкий уровень развития внимания;

- отставание в развитии всех психических процессов;

- своеобразное поведение (больше всего демонстративное);

- дефекты в произношении, бедный словарный запас;

- незрелость эмоционально-волевой сферы;

- ограниченный запас общих сведений и представлений, мы решили взять данное направление. Изотерапия не имеет отрицательных сторон и никогда не дает побочных эффектов. Рисунок здесь не является самоцелью, в арт-терапии занимаются не рисунками или другими продуктами – они являются лишь поводом для нашего внимания к личности ребенка. Работая, дети не задумываются о конечном результате. Они получают удовольствие от самого процесса.

(3 сл.) Ценность изотерапии в том, что она используется:

как метод художественной рефлексии, обогащает и развивает внутренний мир ребенка,

как технология, позволяет раскрыть художественные способности ребенка, развивает мелкую моторику;

это метод психокоррекции, с помощью которого можно корректировать эмоциональное состояние ребёнка и помогать решать его внутренние психические проблемы.

(4 сл.) При работе с данной терапией ставили следующие цели:

- научить усидчивости, вниманию, терпению и аккуратности,

- повысить самооценку;

- учить действовать по плану;

- достигать поставленной цели;

- находить альтернативу.

Изотерапия позволяет эмоционально разгрузиться и избавиться от отрицательных эмоций, позволяет избежать приступов агрессии со стороны ребенка. В рисунке отражаются не только уровень развития графических навыков и степень овладение техникой рисования, но и особенности личности и характера. Пытаясь создать прекрасное в своей работе, ребенок начинает постепенно открывать прекрасное в жизни. Когда что-то трудно сказать словами, можно выразить изобразительными средствами.

(5сл.) Занятия по изотерапии позволяют нам решать следующие педагогические задачи:

- воспитательные. Дети учатся общаться со сверстниками, сопереживают, а также складываются доверительные отношения с педагогом;

- коррекционные. Исчезают неадекватные формы поведения, налаживается взаимодействие с детьми;

- развивающие. Благодаря приемам изотерапии ребенок переживает успех, самостоятельно справляется с трудной ситуацией;

- диагностические. Помогает получить сведения о развитии индивидуальных особенностей ребенка, понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности.

Любое творческое занятие благотворно влияет на внутренний мир ребенка. Без желания нет ни творчества, ни доверительного диалога. Если ребенок не хочет заниматься, задача педагога побудить его к этому. В этом поможет: поощрение и благодарность, личный пример, наводящие и побуждающие вопросы и яркий и красивый материал. Краски, карандаши и другие предметы должны быть красивыми и яркими. Это поможет детям легче включиться в работу. Предлагаемые для образца поделки все же должны быть не только привлекательными для детей, но и доступными в их изготовлении.

Художественная деятельность каждому предоставляет возможность почувствовать себя творцом, научиться компенсировать средствами искусства негативные переживания, моделировать коммуникативный процесс как в общении с собственными произведениями, так и с окружающими людьми, почувствовать свою значимость.

(6 сл.) Занятие по изотерапии стараемся строить таким образом, чтобы каждый ребенок сохранил свою индивидуальность, свое видение мира в процессе освоения видов изобразительного искусства.

В своей работе используем краски, карандаши, восковые мелки, фломастеры, нитки, крупы, макаронные изделия, природный и бросовый материал, пластилин, соленое тесто, цветную бумагу.

(7-8сл.) Создание картины с помощью аппликации требует усидчивости, находчивости и терпения, приносит удовольствие и радует результатом.

(9,10сл.) В своей работе используем нетрадиционную технику –рисование (на) песком/крупой, рисование нитью. Применяя в своем творчестве нетрадиционные техники, ребенок не только овладевает практическими навыками художника и дизайнера, но и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, учится творчески мыслить, анализировать и обобщать.

(11сл.) Рисование пальчиками, ватными палочками – один из любимых способов рисования!

(12сл.) Классические техники рисования труднодоступны для дошкольников. На помощь приходит монотипия – техника рисования, название которой можно перевести как «один отпечаток» и рисование отпечатками листьев.

(13,14сл.) Пластилин/пластилинография предоставляет прекрасную возможность для развития творчества и фантазии, тонкой моторики пальцев рук, а также усвоения ребенком практических навыков при изготовлении поделок.

Экспериментирование с различными материалами обогащают знание ребенка об их свойствах, возможностях применения.

(15,16сл.) Поэтому, разработали и внедрили в образовательный процесс цикл занятий с использованием нетрадиционных техник, для работы с детьми в кружковой деятельности.

(17сл.) Изотерапия позволяет педагогу объединить индивидуальный подход к ребенку и групповую форму работы.

Коллективные формы организации изобразительной деятельности, детям очень нравятся:

- во-первых, потому что каждый чувствует себя сопричастным полученному общему продукту;

- во-вторых, результат – картина, созданная всеми вместе, получается более впечатляющая, эмоционально затрагивающая детей. Дети понимают: чем лучше ребенок выполнит свою часть работы, тем красивее, интереснее будет общая композиция. Таким образом, общая коллективная деятельность способствует выработке умения сочетать личные и групповые интересы, что не мало важно именно для наших детей.

(18сл.) В работе с дошкольниками изотерапия позволяет получить следующие позитивные результаты:

-обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование;

-способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит;

-создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции;

-оказывает влияние на осознание детьми своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний;

-содействует формированию позитивной самооценки и повышению уверенности в себе.

Применяя данную здоровьесберегающую технологию в течение учебного года, мы добились заинтересованности детей в процессе занятий изобразительной деятельностю, а результаты работы показывают, как постепенно воспитанники не только учатся новым техникам, но и вносят элементы творчества, выполняют работы с желанием, положительным эмоциональным настроем. Если в начале прошлого учебного года только 50-60% детей сразу принимали участие в процессе, в этом году уже 91%. Дети стали более усидчивые, внимательные, терпеливые и аккуратные (75%). Дети преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой, снижаются агрессивность, тревожность, и улучшается психологический климат в коллективе. Доводят начатое дело до конца (75%, повысилась самооценка 60% детей. (19 сл.)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование мини-песочниц в работе с детьмиИспользование мини-песочниц в работе с детьми Сегодня я хотела бы рассказать и показать, как можно интересно, познавательно и с пользой для развития детей использовать в групповой.

Зрительная гимнастика в работе с детьми 5–7 лет Зрительная гимнастика для глаз 2 слайд Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного.

Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольниковЦветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.

Дидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗДидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗ Семинар- практикум для педагогов ДОУ. Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.   Античная поговорка В современноммире активно происходят процессы.

Фотоотчет о летней работе с детьмиФотоотчет о летней работе с детьми Спортивно – познавательная викторина «Путешествие по сказкам». Для детей закончился учебный год, впереди яркое всеми любимое лето. Но для.

Фотоотчет по проделанной работе с детьми к 8 МартаФотоотчет по проделанной работе с детьми к 8 Марта Доброго времени суток, всем моим друзьям и коллегам! Хочу поделиться о проделанной работе с моими детьми посвященной самому светлому, прекрасному,.

Изотерапия «Хорошо заточенный карандаш рассказывает волшебные истории» (с детьми 5–6 лет)Изотерапия «Хорошо заточенный карандаш рассказывает волшебные истории» (с детьми 5–6 лет) В последнее время, мы очень часто слышим об одной из многочисленных методик, разработанных психологами арт- терапии и особенно популярной,.

Мастер-класс по дидактическому синквейну. По итогам выступления на конференции «Технология работы с детьми с нарушением речи»Мастер-класс по дидактическому синквейну. По итогам выступления на конференции «Технология работы с детьми с нарушением речи» Уважаемые коллеги, сегодня мы принимали участие в международной научно-практической конференции, которая проходила в Петербурге. Мы провели.

Фотоотчет о семинаре «ФГОС для детей с ОВЗ. Работа с детьми с отклоняющимся поведением. Технология разработки адаптивной ООП»Фотоотчет о семинаре «ФГОС для детей с ОВЗ. Работа с детьми с отклоняющимся поведением. Технология разработки адаптивной ООП» Педагогическая компетентность или «Обучать — значит вдвойне учиться. Жозеф Жубер» 24-25.04.2019 г. на базе нашего детского сада прошел семинар.

Эссе «Мой подход к работе с детьми» В настоящее время остро стоит проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ, которые нуждаются в особом подходе. В основе моей работы лежит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающая технология «Изотерапия в работе с детьми в ДОУ»
Опубликовано: 19 декабря 2019 в 16:42
+32Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Здоровьесберегающая технология «Изотерапия в работе с детьми в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Трофимова Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД