Трофимова Елена
Здоровьесберегающая технология «Изотерапия в работе с детьми в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Говорухина В. В., Трофимова Е. Н
(1сл.) Современное дошкольное образование постоянно совершенствуется новейшими педагогическими методиками, направлениями и технологиями.
(2сл.) Термин «арт-терапия» ввел в употребление в 1938 году английский врач и художник Адриан Хилл. Пионеры арт-терапии опирались на идею Фрейда о том, что внутреннее «Я» человека проявляется в визуальной форме всякий раз, когда он спонтанно рисует и лепит, а также на мысли Юнга о персональных и универсальных символах. Центральная фигура в арт-терапевтическом процессе – не пациент (как больной человек, а личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей.
Публикация «Здоровьесберегающая технология „Изотерапия в работе с детьми в ДОУ“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Изотерапия в детском саду
- Темочки
В нашей стране арт-терапия до последнего времени использовалась, в основном, в работе с психически больными и находилась под большим влиянием клинического мышления, в 50-60 годы арт-терапевты стали работать в более тесном контакте с психотерапевтами, социальными работниками, педагогами и другими специалистами.
Изотерапия – это направление арт-терапии, использующее методы изобразительного искусства для нормализации психического состояния детей и взрослых.
Изобразительная деятельность детей, имеющих нарушения в развитии, служит выражению чувств и настроения, которые, зачастую, ребенок не способен выразить словами.
Сегодня мы поделимся опытом работы по изотерапии. Нашу подготовительную группу компенсирующей направленности для детей с ЗПР (6-7 лет) посещают 12 детей: 8 детей подготовительная к школе группа, 2 ребенка – старшая группа и 2 ребенка – средняя группа. В связи с тем, что у детей с ЗПР наблюдаются:
- снижение работоспособности;
- более низкий уровень развития внимания;
- отставание в развитии всех психических процессов;
- своеобразное поведение (больше всего демонстративное);
- дефекты в произношении, бедный словарный запас;
- незрелость эмоционально-волевой сферы;
- ограниченный запас общих сведений и представлений, мы решили взять данное направление. Изотерапия не имеет отрицательных сторон и никогда не дает побочных эффектов. Рисунок здесь не является самоцелью, в арт-терапии занимаются не рисунками или другими продуктами – они являются лишь поводом для нашего внимания к личности ребенка. Работая, дети не задумываются о конечном результате. Они получают удовольствие от самого процесса.
(3 сл.) Ценность изотерапии в том, что она используется:
как метод художественной рефлексии, обогащает и развивает внутренний мир ребенка,
как технология, позволяет раскрыть художественные способности ребенка, развивает мелкую моторику;
это метод психокоррекции, с помощью которого можно корректировать эмоциональное состояние ребёнка и помогать решать его внутренние психические проблемы.
(4 сл.) При работе с данной терапией ставили следующие цели:
- научить усидчивости, вниманию, терпению и аккуратности,
- повысить самооценку;
- учить действовать по плану;
- достигать поставленной цели;
- находить альтернативу.
Изотерапия позволяет эмоционально разгрузиться и избавиться от отрицательных эмоций, позволяет избежать приступов агрессии со стороны ребенка. В рисунке отражаются не только уровень развития графических навыков и степень овладение техникой рисования, но и особенности личности и характера. Пытаясь создать прекрасное в своей работе, ребенок начинает постепенно открывать прекрасное в жизни. Когда что-то трудно сказать словами, можно выразить изобразительными средствами.
(5сл.) Занятия по изотерапии позволяют нам решать следующие педагогические задачи:
- воспитательные. Дети учатся общаться со сверстниками, сопереживают, а также складываются доверительные отношения с педагогом;
- коррекционные. Исчезают неадекватные формы поведения, налаживается взаимодействие с детьми;
- развивающие. Благодаря приемам изотерапии ребенок переживает успех, самостоятельно справляется с трудной ситуацией;
- диагностические. Помогает получить сведения о развитии индивидуальных особенностей ребенка, понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности.
Любое творческое занятие благотворно влияет на внутренний мир ребенка. Без желания нет ни творчества, ни доверительного диалога. Если ребенок не хочет заниматься, задача педагога побудить его к этому. В этом поможет: поощрение и благодарность, личный пример, наводящие и побуждающие вопросы и яркий и красивый материал. Краски, карандаши и другие предметы должны быть красивыми и яркими. Это поможет детям легче включиться в работу. Предлагаемые для образца поделки все же должны быть не только привлекательными для детей, но и доступными в их изготовлении.
Художественная деятельность каждому предоставляет возможность почувствовать себя творцом, научиться компенсировать средствами искусства негативные переживания, моделировать коммуникативный процесс как в общении с собственными произведениями, так и с окружающими людьми, почувствовать свою значимость.
(6 сл.) Занятие по изотерапии стараемся строить таким образом, чтобы каждый ребенок сохранил свою индивидуальность, свое видение мира в процессе освоения видов изобразительного искусства.
В своей работе используем краски, карандаши, восковые мелки, фломастеры, нитки, крупы, макаронные изделия, природный и бросовый материал, пластилин, соленое тесто, цветную бумагу.
(7-8сл.) Создание картины с помощью аппликации требует усидчивости, находчивости и терпения, приносит удовольствие и радует результатом.
(9,10сл.) В своей работе используем нетрадиционную технику –рисование (на) песком/крупой, рисование нитью. Применяя в своем творчестве нетрадиционные техники, ребенок не только овладевает практическими навыками художника и дизайнера, но и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, учится творчески мыслить, анализировать и обобщать.
(11сл.) Рисование пальчиками, ватными палочками – один из любимых способов рисования!
(12сл.) Классические техники рисования труднодоступны для дошкольников. На помощь приходит монотипия – техника рисования, название которой можно перевести как «один отпечаток» и рисование отпечатками листьев.
(13,14сл.) Пластилин/пластилинография предоставляет прекрасную возможность для развития творчества и фантазии, тонкой моторики пальцев рук, а также усвоения ребенком практических навыков при изготовлении поделок.
Экспериментирование с различными материалами обогащают знание ребенка об их свойствах, возможностях применения.
(15,16сл.) Поэтому, разработали и внедрили в образовательный процесс цикл занятий с использованием нетрадиционных техник, для работы с детьми в кружковой деятельности.
(17сл.) Изотерапия позволяет педагогу объединить индивидуальный подход к ребенку и групповую форму работы.
Коллективные формы организации изобразительной деятельности, детям очень нравятся:
- во-первых, потому что каждый чувствует себя сопричастным полученному общему продукту;
- во-вторых, результат – картина, созданная всеми вместе, получается более впечатляющая, эмоционально затрагивающая детей. Дети понимают: чем лучше ребенок выполнит свою часть работы, тем красивее, интереснее будет общая композиция. Таким образом, общая коллективная деятельность способствует выработке умения сочетать личные и групповые интересы, что не мало важно именно для наших детей.
(18сл.) В работе с дошкольниками изотерапия позволяет получить следующие позитивные результаты:
-обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование;
-способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит;
-создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции;
-оказывает влияние на осознание детьми своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний;
-содействует формированию позитивной самооценки и повышению уверенности в себе.
Применяя данную здоровьесберегающую технологию в течение учебного года, мы добились заинтересованности детей в процессе занятий изобразительной деятельностю, а результаты работы показывают, как постепенно воспитанники не только учатся новым техникам, но и вносят элементы творчества, выполняют работы с желанием, положительным эмоциональным настроем. Если в начале прошлого учебного года только 50-60% детей сразу принимали участие в процессе, в этом году уже 91%. Дети стали более усидчивые, внимательные, терпеливые и аккуратные (75%). Дети преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой, снижаются агрессивность, тревожность, и улучшается психологический климат в коллективе. Доводят начатое дело до конца (75%, повысилась самооценка 60% детей. (19 сл.)