Елена Павлушенко
Здоровьесберегающая методика с применением исследовательской деятельности детей по методике А. И. Савенкова
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающая методика с применением исследовательской деятельности детей по методике А. И. Савенкова
Автор-разработчик: воспитатель 1 категории
Павлушенко Елена Григорьевна
Я работаю в группе комбинированной направленности. Нашим детям свойственны такие качества как быстрая утомляемость детей на занятиях, легкая возбудимость. Существуют такие проблемы, как - проблема формирования двигательной деятельности; проблема развития мелкой моторики; проблема речевого развития, отсутствие работы с семьей по вопросам валеологического воспитания детей.
Публикация «Здоровьесберегающая методика с применением исследовательской деятельности детей по методике А, И, Савенкова» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Темочки
В работе не было последовательности и систематичности. Таким образом, проблема состояния здоровья подрастающего поколения была и остаётся достаточно актуальной. Всё это побудило меня к созданию системы работы по оздоровлению детей в группе и к поискам необходимых здоровьесберегающих механизмов, которые помогли бы изменить ситуацию.
Валеологическое воспитание тесно связано с познавательным развитием детей, что помогает обогащать знание детей новым содержанием, систематизировать полученные и накопленные знания детей, развивает логическое мышление, творческие способности и положительные эмоции к здоровому образу жизни. Соединить валеологическое воспитание и познавательное развитие мне помогла методика профессора А. И. Савенкова, с которой я познакомилась, посетив районный семинар.
Эта методика меня заинтересовала, поэтому валеологическое воспитание детей я решила построить на поисковой исследовательской деятельности детей, которая включает ребенка в собственный исследовательский поиск здоровьесберегающих идей, приемов и методов.
«Ребенок не готовится жить, он уже живет, но, говоря о детстве, мы обычно забываем, что детство это не подготовка к жизни, а полноценный жизненный этап, наполненный собственными, радостями и горестями, достижениями, открытиями, сложностями и поражениями».
Александр Ильич Савенков
доктор психологических наук,доктор педагогических наук,профессор.
Я не буду вас знакомить подробно с методикой А. И. Савенкова, а просто представлю данную методику в своём применении.
Предлагаемая методика рассчитана не только на то, чтобы обучать детей простым вариантам наблюдения и экспериментирования, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности — от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Она позволяет научить ребенка наиболее рациональному варианту поиска информации.
“Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму” (китайская пословица)
Методика А. И. Савенкова.
Этапы
• Выделение и постановка проблемы
• Выработка гипотез - предположений
• Поиск и предложение возможных вариантов решения
• Сбор материала
• Обобщение полученных данных
• Подготовка материалов исследования к защите (доклад, сообщение)
Методы исследования
• Подумай сам
• Спроси у другого
• Посмотри в книге
• Посмотри по телевизору
• Понаблюдай
• Проведи эксперимент
• Получи информацию из Интернета
• Свяжись со специалистом.
Я указала этапы и методы исследования из методики Савенкова, которые применяю в своей работе.
Исследовательский поиск детей развивает:
1. Высшие психические функции (внимание, восприятие, память, мышление)
2. Воображение
3. Речь
4. Способы умственной деятельности (умение сравнивать, анализировать, обобщать)
5. Стимулирует развитие любознательности
Формируют умения:
1. Выделять проблему (выбрать тему исследования)
2. Задавать вопросы
3. Выдвигать гипотезы - предположения
4. Собирать материал
5. Классифицировать
6. Наблюдать
7. Обобщать полученный материал
8. Делать выводы и умозаключения
9. Делать сообщение для других детей
Для валеологического воспитания детей нам понадобится оборудование для исследовательской деятельности, которое есть в каждой группе старших дошкольников
Обязательными условием должны быть
1. «Темы» будущих исследований в форме картинок на карточках
2. карточки с символическим изображением «Методов исследования»
3. Кроме того, для занятий нужны карандаши и фломастеры.
4. Для записей нужны маленькие листочки бумаги.
Материал, подлежащий исследованию, у нас так же необычный.
Мы исследуем:
- Организм человека.
- Функции организма.
- Свойства организма.
Микроорганизмы: микробы, витамины, клетки.
Полезные для организма вещества (мыло, мёд, молоко, целебные травы).
Вредные для организма вещества (кола, лимонад, сахар, чипсы).
На 1 этапе - это были тренировочные исследования с группой детей, для того, чтобы познакомить каждого ребенка с техникой проведения исследования. Затем, мы разбились на подгруппы и плавно переходим во второй этап – для самостоятельной исследовательской деятельности. На этом этапе каждый ребенок или подгруппа (из 2-3) детей для себя выбирают и исследуют тему, а информацию заносят в папку исследователя.
Выбор темы осуществляется при рассматривании и наблюдении. Дети задают вопросы и выдвигают предположения. В беседах дети всегда всю информацию «примеряют на себя» и начинают видеть проблемы. Так возникает проблема, которую надо решить и заодно «тема» для поиска информации.
Выбор темы, касающейся вопросов валеологического воспитания осуществляется из следующих разделов:
1. «Что я знаю о себе»
2. «Личная гигиена»
3. «Здоровый образ жизни»
4. «Безопасность детей» и др.
Например, у нас была проблема мыть руки с мылом перед едой и после туалета. Дети не понимали, для чего они это делают и относились к этому халатно, пока не начали самостоятельный поиск информации.
Увидели проблему, выбрали тему по карточкам «Личная гигиена и чистота» После выбора темы определили методы поиска.
По методике А. И. Савенкова первый метод поиска рекомендуется по карточке «Подумай сам», что ты знаешь о личной гигиене и чистоте?
Дети сразу сказали, то, что они уже рассмотрели в Лэпбуке – наши предметы – помощники: мыло зубная паста, щетка, мочалка, расческа и. др. Они классифицировали их на предметы личной гигиены и те, которые используют все члены семьи.
Данную информацию дети отражают на маленьком листочке.
После этого, возник следующий вопрос, когда и как часто надо мыть руки, тело, расчесывать волосы, менять бельё на чистое? и т. д.
Перешли к следующему методу поиска
«Узнай из книги»
Дети обратились к энциклопедии «Азбука здоровья в картинках», из нее узнали о правилах личной гигиены.
И снова данную информацию они отражают на маленьком листочке. Но, тут образовался следующий вопрос «Для чего надо менять бельё на чистое?» Были сразу и ответы других детей – потому что бельё стало грязным и на нём появились разные бактерии и даже вирусы. «А что такое бактерии и вирусы и где ещё они живут?
«Узнай у другого человека»
Дети могут обратиться только к рядом находящимся детям или взрослым. Они обратились к помощнику воспитателя, который рассказала им, где бактериям очень хорошо жить там, где грязно – на грязных руках, ушах, ногах, где не моют сразу посуду за собой, где с улицы ходят обутыми, не моют игрушки и не вытирают пыль, не стирают одежду. И данную информацию дети вновь отражают на маленьком листочке.
Следующий вопрос «Чем можно отмыть бактерии и удалить их?» даёт повод перейти к следующему поисковому методу
«Позвони Специалисту»
Решили что специалист по бактериям и вирусам наша медсестра. Почувствовав себя совсем взрослыми и значимыми, дети с моей помощью позвонили ей, и она рассказала что, бактерии и вирусы можно удалить при помощи воды, мыла и других моющих средств, при помощи антисептиков и спиртовых салфеток.
Вот тут, вопросы исчерпались,а метод поиска остался….
«Провести эксперимент»
И педагог предлагает воспользоваться практическим – экспериментальным методом и проверить это.
Предлагаются два испачканных землей предмета помыть простой водой и водой с моющим средством (мылом, затем вытереть сухой белой тканью и посмотреть при помощи лупы - какой предмет стал чище? Можно сравнить по чистоте воду и белые полотенца и сделать выводы. Которые дети делают самостоятельно.
Дети зарисовывают пиктографическое письмо. Всю полученную информацию записанную на листочках, теперь надо проанализировать и обобщить. Дети по своим записям смотрят, что нового, интересного они узнали, и продумывают, что они могут рассказать по результатам проведенного исследования.
Они одевают мантию и шапочку академика и делают свои маленькие, но интересные сообщения. Результаты поисковой деятельности - папка «Мы исследователи», в которую вкладывают пиктографические письма по нужным кармашкам.
Так на одном примере выбранной темы я вам рассказала о своей деятельности с ребятами.
Эти поиски информации по здоровьесбережению в нашей группе проводятся по разным проблемным темам, относящимся к валеологическому воспитанию.
Таким образом, знания детей от поисковой деятельности у нас переносятся на применяемые здоровьесберегающие приемы и методы.
Спасибо за внимание!