Галия Синько
Здоровьесберегающие технологии в физкультурно-оздоровительной работе
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье сберегающие технологии в физкультурно-оздоровительной работе
Виды технологий Время проведения в режиме дня Особенности методики проведения
1. Технология сохранения и стимулирования здоровья
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в физкультурно-оздоровительной работе» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Утренняя гимнастика Ежедневно во всех группах Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программок для данной возрастной группы, разученные предварительно на физкультурном занятии и хорошо знакомые детям. Комплекс повторяется 2 недели. Длительность 6 - 12 минут, в зависимости от возраста детей. Облегченная одежда, чешки.
Двигательная разминка В перерывах между занятиями, особенно в старших группах детского сада. Позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы, способствует увеличению двигательной активности детей. Игровые упражнения, используемые в разминке, хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени (не более 10-12 минут, доступны детям с разным уровнем двигательной активности.
Динамические паузы, физ. минутки Ежедневно, во время занятий, 2-5 мин., в середине занятия или по мере утомляемости детей
Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия
Подвижные и спортивные игры Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Не менее 2-4 раза в день.
Длительность в течении дня:
6-10 минут для младшего дошкольного возраста
10-15 минут средний дошкольный возраст
15-20 минут старший дошкольный возраст
Релаксация В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей. Для всех возрастных групп.
Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы
Пальчиковая гимнастика С младшего возраста индивидуально, с подгруппой, фронтально, ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Гимнастика для глаз Ежедневно по 3-5 минут, в любое свободное время с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога
Дыхательная гимнастика В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкцию об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры
Бодрящая гимнастика Ежедневно после дневного сна, 5-10 минут, помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. В течении года используются различные варианты гимнастики
Корригирующая гимнастика В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей
Спортивные досуги 1 раз в месяц в каждой группе Длительность 20-50 минут
2 Технологии обучения здоровому образу жизни
ООД по физической культуре 2-3 раза в неделю в спортивном или в музыкальных залах
Младший дошкольный возраст – 15 минут, средний дошкольный возраст – 20 минут, старший дошкольный возраст 25-30 минут ООД проводятся в соответствии с программой. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение, облегченная одежда, спортивная обувь.
Самомассаж В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы Используются основные массажные приемы: поглаживание, растирание, разминание, вибрация
Точечный самомассаж Проводится в течение всего года, особое внимание в преддверии эпидемии, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время (после дневного сна) Проводится строго по специальной методике. Приемы массажа легко освоить взрослым, а потом научить детей. Показан детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР- органов. Используется наглядный материал
3 Коррекционные технологии
Технологии коррекции поведения Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 минут со старшего дошкольного возраста Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку – дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий
Психогимнастика 1-2 раза в неделю со старшего дошкольного возраста по 25-30 минут Занятия проводятся по специальным методикам
Медико-профилактические технологии
Организация рационального режима дня Ежедневный утренний прием детей проводится воспитателями и медицинским работником, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей. Детям проводится термометрия.
Обеспечение благоприятной гигиенической обстановки
Ежедневный режим прогулок 3-4 часа
Создание условий для выполнения двигательного режима
Обеспечение суточной продолжительности сна. Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12-12,5 часа, из которых 2-2,5 часа отводится на дневной сон. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр, закаливающих процедур. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.
Полноценное питание Питание детей организуется в помещении групповой.
Доставка пищи от пищеблока до групповой осуществляется в специально выделенных промаркированных закрытых емкостях. Маркировка должна предусматривать групповую принадлежность и вид блюда (первое, второе, третье) Сервировка стола
Оздоровительные и закаливающие мероприятия Щадящий режим в период адаптации.
Умывание прохладной водой (маркировка полотенец, при отсутствии ребенка один день-полотенце сварачивается).
Полоскание рта водой комнатной температуры.
Воздушных ванн является поддержание оптимальной температуры воздуха в помещениях: 20-22 С (облегченная одежда; короткий рукав, носки)
Прогулка - один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3 – 4 часа. При температуре воздуха ниже минус 15 С и скорости ветра более 7 м в секунду продолжительность прогулок рекомендовано сократить.
Организация лечебно-профилактическая работа (мероприятий) Все помещения дошкольной организации должны ежедневно проветриваться. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направление ветра, эффективности отопительной системы. Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей осуществляется с помощью бытовых термометров;
Постоянный контроль за осанкой;
Подбор мебели в соответствии росту;
Вакцинация против гриппа;
Употребление соков, фруктов;
Кварцевание групп.
Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ Стулья и столы должны быть одной группы мебели, соответствовать обязательным требованиям, установленным техническими регламентами и промаркированы;
В ДОУ используются игрушки, безвредные для здоровья детейотвечающие СанПиН требованиям и имеющие документы, подтверждающие безопасность;
Не загромождать групповые и спальные помещения мебелью.
Организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов Дети обеспечиваются индивидуальными полотенцами, постельными принадлежностями, маркируется индивидуально для каждого ребенка у ножного края, смена не реже одного раза в неделю; предметами личной гигиены (расческами)
Влажная уборка в спальнях проводится после дневного сна, в групповых - после каждого приема пищи
Кровати должны соответствовать росту детей;
Должен быть организован правильный питьевой режим. Допускается использование кипяченной питьевой воды, при условии ее хранения не более 3- х часов;
Игрушки моются ежедневно в конце дня;
Соблюдать правила применения и хранения моющих средств.
Модель физкультурно-оздоровительной работы
Физкультурно – оздоровительная работа
Диагностика уровня физического развития и состояния здоровья Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ строится на основании результатов медико-педагогической диагностики, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Система комплексной диагностики включает в себя:
-регулярный осмотр детей медицинским персоналом ДОУ;
-периодический осмотр специалистами детской поликлиники;
-педагогическая диагностика общей физической подготовленности детей;
-определение соответствия образовательной среды возрастным, индивидуальным особенностям детей, состоянию их здоровья;
-своевременное выявление факторов риска для здоровья воспитанников и их развития;
-психологическое обследование детей с целью сохранения психического здоровья детей.
Оптимизация режима дня Оптимальная организация режима дня в ДОУ обеспечивает необходимый уровень физического, психологического и гармоничного развития воспитанников. Режим дня выстроен с учетом специфики сезона, суточного ритма физиологических функций, что способствует возникновению у детей прочных условных связей, облегчающих переход от одного вида деятельности к другому. Каждая возрастная группа имеет свой распорядок дня, учитывающий особенности дошкольников данного возраста, и включает в себя систему оздоровительных мероприятий. Объём образовательной нагрузки не превышает максимально допустимую норму в соответствии с СанПин 2.4.1.3049-13.
Организация двигательной активности Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Двигательная активность - биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.
Учитывая наличие в нашем саду современной оснащенной материально-технической базы, созданы необходимые условия для повышения двигательной активности детей. Для проведения организованной образовательной деятельности по физическому развитию, спортивный зал оснащен необходимым современным инвентарем и оборудованием. Это дает возможность выполнять с детьми элементы футбола, баскетбола, заниматься гимнастикой не только на спортивных матах, но и на фитболах, потренироваться на детских тренажерах, а так же освоить азы прыжков на батуте. В групповых комнатах создана развивающая среда, «Центры двигательной активности», наполнены разнообразными пособиями, спортивным оборудованием, тренажёрами, в том числе и изготовленные своими руками, картотекой с изображением разных видов спорта; картотекой подвижных игр и графическими изображениями выполнения упражнений. Дети обеспечены атрибутами, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки и т. д.). На территории детского сада оборудованы две физкультурные площадки для подвижных и спортивных игр.
Наряду с традиционными формами организации двигательной активности (подвижные игры во время утреннего приёма; утренняя гимнастика; динамические паузы во время организованной образовательной деятельности (физкультминутки, релаксация); физкультурные занятия в спортивном зале и на открытом воздухе в соответствии с СанПин 2.4.1.3049-13; занятия в бассейне; музыкально-ритмичные движения на музыкальных занятиях; двигательная деятельность на прогулке; корригирующая гимнастика после дневного сна; физкультурные досуги, дни здоровья и развлечения) мы широко применяем инновационные формы (фитбол-гимнастика; игровой стретчинг; занятия на тренажёрах).
Организация рационального питания Рациональный режим питания в ДОУ соответствует физиологическим особенностям ребенка. В учреждении организуется 5-и разовое питание (завтрак, 2-завтрак, обед, полдник, ужин, в соответствии с примерным меню на основе картотеки блюд с учетом сезонного наличия овощей, фруктов, зелени. Объем пищи рассчитывается с учетом возраста, а также при составлении меню учитывается распределение каллорийности 12 часового пребывания детей в детском саду. Организован питьевой режим, обеспечивающий безопасность качества питьевой воды. Особое внимание уделяется детям с пищевой аллергией и атопическими дерматитами. Для них готовятся блюда отдельно согласно рекомендациям врача-аллерголога. Контроль за соблюдением натуральных норм питания осуществляется путем соответствия их утвержденным нормам питания детей СанПин 2.4.1.3049-13.
Система закаливания Система закаливания предполагает облегченную одежду для детей в детском саду, сон с доступом свежего воздуха в теплое время года, гимнастику после сна, мытье прохладной водой рук, полоскание рта водой комнатной температуры, ходьба по корригирующим дорожкам, контрастное обливание ног (летом, хождение босиком (летом, игровой массаж. Комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: солнца, воздуха, воды, проводится под руководством медицинской сестры, с учетом состояния здоровья детей и местных условий.
Охрана психического здоровья В детском саду реализуется комплексная система психолого-педагогических мероприятий, которые включают в себя создание условий для психопрофилактической поддержки детей, направленных на обучение основам коммуникации, обогащение эмоционального опыта ребенка, смягчение и устранение эмоциональной неустойчивости, агрессивности, тревожности. Что определяет необходимость и включенность разнопрофильных специалистов в физкультурно-оздоровительной работе (педагог психолог, педагог дефектолог).
Воспитанники посещают сенсорную комнату оснащенную различного рода стимуляторами воздействующими на органы чувств ребенка. В ней присутствуют элементы, которые воздействуют на вестибулярные рецепторы, органы осязания, слуха и зрения.
В каждой группе оборудован «Центр уединения» создающий атмосферу комфорта, помогающую ребенку расслабиться.
В ДОУ широко используются психотренинги, психогимнастика, песочная терапия, музыкотерапия и сказкотерапия, с учетом индивидуальных предпочтений ребенка.
Интерьер детского сада воссоздает домашнюю атмосферу, при этом ярок, разнообразен. Он обеспечивает детям богатство сенсорных впечатлений.
Профилактические мероприятия
Профилактическая работа строится на основе анализа заболеваемости воспитанников за предыдущие годы, результатов диагностических данных состояния здоровья детей, уровня их физического развития и двигательной подготовленности.
В ДОУ соблюдается противоэпидемический режим. Ежедневно проводится ионизация помещений. Для предупреждения ОРВИ и гриппа, применяются профилактические прививки, натуропатия (чесночные бусы).
В целях профилактики гиповитаминозов проводят искусственную витаминизацию холодных напитков (компот и др.). Для профилактики йод-дефицитных состояний у детей при приготовлении пищи используется только йодированная поваренная соль, соответствующая требованиям государственных стандартов.
Коррекционная работа В ДОУ созданы необходимые условия для получения качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. В учреждении всем детям обеспечен равный доступ к образованию с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Для реализации коррекционной помощи в учреждении организована работа психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк). На основании заключения ТПМПК определяются методы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Вопрос о выборе системы методов и методических приемов решается на заседании ПМПк учреждения, инструктором по физической культуре совместно с педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом. В процессе образовательной деятельности гибко сочетаются индивидуальный и дифференцированный подходы, которые предоставляют детям равные возможности принимать участие во всех видах занятий.
Культура здоровья
Параллельно с физическим развитием идет обучение детей основам культуры здоровья. Валеологический материал ограничено включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленные на профилактику плоскостопия, сколиоза, дыхательной системы, утомляемости глаз, формируются навыки самомассажа. Работа предусматривает подбор и использование комплекса методического обеспечения физкультурно - образовательной деятельности.
Взаимодействие с семьёй Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей, повышение компетентности родителей в вопросах оздоровления и физического воспитания детей. Родители (законные представители) выступают в роли полноправных партнеров и участников образовательного процесса. Организуя взаимодействие с семьей по вопросам оздоровления детей, используются следующие формы работы : информационные стенды для родителей, папки передвижки, консультации специалистов. Опросники, тесты и анкетирование – эти методы позволяют нам получить информацию от родителей по вопросам физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, получить информацию о ребенке, о его жизни в семье, анализировать качество проводимой работы с родителями. Использование нетрадиционных форм позволяет в оживленной, интересной беседе с родителями, обмениваться опытом оздоровления детей, общаться и получать исчерпывающие ответы от специалистов, высказывать свое мнение. Конкурсы, выставки совместных работ детей и родителей.
Спортивные мероприятия в детском саду проводятся в течение года по разным видам спорта. Основная их цель – помочь каждому ребенку проявить себя в любимом виде спорта, ощутить себя членом команды, разделить с товарищем ответственность за ее победу, показать свои лучшие качества. А участие в соревнованиях детей и родителей благотворно влияет на взаимоотношения в семье, вызывает чувство гордости за общие и индивидуальные победы, позволяет лучше узнать друг друга и побуждает родителя поощрять спортивные интересы ребенка.
В ДОУ реализуется проект «К вершинам спорта». Планируемым результатом является достижение ребенком уровня, соответствующего требованиям Комплекса ГТО I ступени:
Используемые методы и приемы во взаимодействии ДОУ с родителями (законными представителями) формируют в семейной среде систему мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом.
Взаимодействие с социальными институтами Благодаря сотрудничеству ДОУ с социальными партнерами создается благоприятная эмоциональная атмосфера для формирования единого образовательного пространства, повышения эффективности воспитательной деятельности в области физической культуры и спорта. Выпускники детского сада легко адаптируются в новых социальных условиях (при поступлении в школу, активно участвуют в различных спортивных мероприятиях, посещают кружки и спортивные секций.
Взаимодействие с педагогами Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ напрямую зависит от взаимодействия и взаимопонимания всего педагогического коллектива. Только совместными усилиями можно решить поставленные задачи, а значит, рассчитывать на положительные результаты своего труда.
В своей работе я оказываю методическую помощь по вопросам физического воспитания всем педагогам ДОУ (провожу различные консультации, выступаю на педагогических советах, семинарах-практикумах, медико-педагогических советах и т. д.).