Каширина Наталья
Информационно-методические материалы «Здоровьесберегающие технологии» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно
методические материалы
«Здоровье - сберегающие технологии»
(из опыта работы)
Составитель:
Каширина. Н. В.
Педагог д/о
МБОУ ДО»ЦРТДиЮ»
г Берёзовский
2021г.
Содержание:
1. Понятие –здоровье…1.
2. Санитарно-гигиенические нормы…. 5.
3. Тест : «Конфликтная ли вы личность?»…. 8.
4. Отношение детей к ценностям здоровья 3-4 класс….…. 10.
Публикация «Информационно-методические материалы „Здоровьесберегающие технологии“ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Опыт работы, практика
- Темочки
5. Занимательные задания в игровой форме….15.
личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю, становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Технологию, применительно к поставленной проблеме сохранения здоровья детей, можно определить как здоровье сберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человеко образующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка.
Здоровье сберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
Здоровье сберегающая технология – это :
• условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
• рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
• соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
• необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Здоровье сберегающая образовательная технология - система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:
1. Использование данных мониторинга состояния здоровья детей, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
2. Учет особенностей возрастного развития и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т. д. детей данной возрастной группы.
3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
Использование разнообразных видов здоровье сберегающей деятельности детей, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Анализ проведения занятия с позиций здоровье сбережения
В организации и проведении занятия необходимо учитывать:
1. Обстановка и гигиенические условия в кабинете: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения кабинета и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей.
2. Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за занятие. Однообразность занятия способствует утомлению воспитанников, как это бывает, например, при выполнении контрольной работы. Вместе с тем необходимо помнить, что частые смены одной деятельности на другую требуют от воспитанников дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.
3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;
4. Число видов преподавания (методов обучения) : словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т. д. Норма – не менее трех.
5. Чередование видов преподавания (методов обучения). Норма – не позже чем через 10-15 минут.
6. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся:
метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т. д.);
активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь);
методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
7. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами, умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
8. Позы учащихся во время занятия, чередование поз.
9. Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут занятия по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения.
10. Наличие у воспитанников мотивации к учебной деятельности на занятии (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации.
11. Наличие в содержательной части занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т. д.
12. Психологический климат на занятии.
13. Наличие на занятии эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т. п. ;
В конце занятия следует обратить внимание на следующее:
14. Плотность занятия, т. е. количество времени, затраченного воспитанниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %.
15. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы.
16. Темп и особенности окончания занятия:
- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать педагогу вопросы, педагог может прокомментировать задание на дом, попрощаться с детьми.
Санитарно-гигиенические нормы
Разрешаемое время непрерывной работы учащихся за ВДТ зависит от их возраста, но не должно превышать:
- для учащихся I кл. (6 лет) - 10 мин;
- для учащихся II - V кл. - 15 мин;
- для учащихся VI - VII кл. - 20 мин;
- для учащихся VIII - IX кл. - 25 мин;
- для учащихся X - XI кл. на первом часе занятий - 30 мин, на втором - 20 мин.
После установленной выше длительности работы на ВДТ и ПЭВМ должен проводиться комплекс упражнений для глаз, а после каждого урока на переменах - физические упражнения для профилактики общего утомления.
Число уроков для учащихся X-XI кл. с использованием ВДТ и ПЭВМ должно быть не более 2-х в неделю, а для остальных классов - не более 1-го урока.
Занятия в кружках с использованием ПЭВМ и ВДТ должны проводиться не чаще двух раз в неделю общей продолжительностью:
- для учащихся II - V кл. (7-10 лет) - не более 60 мин;
- для учащихся VI кл. и старше - не более 90 мин.
КОНФЛИКТНАЯ ЛИ ВЫ ЛИЧНОСТЬ?
Отметьте один из ответов на каждый вопрос.
1. В общественном транспорте начался спор на по-вышенных тонах. Ваша реакция?
а) не принимаю участия;
б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой;
в) активно вмешиваюсь, чем "вызываю огонь на себя".
2. Выступаете ли вы на собраниях с критикой руководства?
а) нет;
б) только если имею для этого веские основания;
в) критикую по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает.
3. Часто ли вы спорите с друзьями?
а) только если это люди необидчивые;
б) лишь по принципиальным вопросам;
в) споры - моя стихия.
4. Как вы реагируете, если кто-то лезет вне очереди?
а) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;
б) делаю замечание;
в) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.
5. Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция?
а) не буду поднимать бучу из-за пустяков;
б) молча возьму солонку;
в) не удержусь от едких замечаний и, может быть, демонстративно откажусь от еды.
6. Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу.
а) с возмущением посмотрю на обидчика;
б) сухо сделаю замечание;
в) выскажусь, не стесняясь в выражениях.
7. Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась.
а) промолчу;
б) ограничусь коротким тактичным комментарием;
в) устрою скандал.
8. Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесетесь?
а) постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам себе слово никогда больше в ней не
участвовать;
б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;
в) проигрыш надолго испортит настроение.
Подсчитайте очки, исходя из того, что каждое "а" - 4 очка, "б" - 2, "в" - 0 очков.
От 22 до 32 очков.
Вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение "Платон мне друг, но истина дороже!" никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому вас иногда называют приспособленным. Наберитесь смело-сти, если обстоятельства требуют высказываться принципиально, невзирая на лица.
От 12 до 20 очков.
Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь, если нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на вашем служебном положении или приятельских отношениях. При этом не вы-ходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Это вызывает уважение к вам.
До 10 очков.
Споры и конфликты - это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но если услышите замечания в свой адрес, можете "съесть живым". Ваша критика - ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами - на работе и дома. Ваша несдержанность и грубость отталкивают людей. Не потому ли у вас нет настоящих друзей? Словом, постарайтесь перебороть свой вздорный характер.
Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни
Для школьников 3-4 классов
Внимательно прочитай и ответь на вопросы.
1. Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой друг забыл дома сумку с вещами и просит тебя ему помочь. Отметь, какими из перечисленных предметов не стоит делиться даже с лучшим другом:
• Мыло
• Зубная щетка
• Полотенце для рук
• Мочалка
• Зубная паста
• Шампунь
• Тапочки
• Полотенце для тела
2. На дверях столовой вывесили два варианта расписания приема пищи: одно расписание правильное, другое неправильное. Отметь правильное расписание.
• Завтрак 8.00
• Обед 13.00
• Полдник 16.00
• Ужин 19.00
• Завтрак 9.00
• Обед 15.00
• Полдник 18.00
• Ужин 21.00
3. Оля, Вера и Таня не могут решить, сколько раз в день нужно чистить зубы. Кто из девочек прав? Отметь верный ответ.
• Оля: зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить изо рта все скопившиеся за день остатки пищи.
• Вера: зубы чистят утром и вечером.
• Таня: лучше чистить зубы по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день
4. Ты назначен дежурным и должен проследить за тем, чтобы твои друзья соблюдали правила гигиены. В каких случаях ты посоветуешь им вымыть руки:
• Перед чтением книги
• Перед посещением туалета
• После посещения туалета
• Перед едой
• Перед прогулкой
• После игры в мяч
• После того, как поиграешь с кошкой или собакой
5. Как часто ты посоветуешь своим друзьям принимать душ?
• Каждый день
• Два- три раза в неделю
• Один раз в неделю
6. Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь?
• Положить палец в рот
• Подставить палец под кран с холодной водой
• Помазать палец йодом и накрыть чистой салфеткой
• Помазать кожу вокруг ранки йодом и накрыть чистой салфеткой
7. Какие из перечисленных условий ты считаешь наиболее важными для счастливой жизни? Выбери четыре из них:
• Иметь много денег
• Много знать и уметь
• Быть здоровым
• Быть самостоятельным (самому решать, что делать и обеспечивать себя)
• Иметь интересных друзей
• Быть красивым и привлекательным
• Иметь любимую работу
• Жить в счастливой семье
8. Какие условия для сохранения здоровья ты считаешь наиболее важными? Выбери и отметь четыре высказывания:
• Регулярные занятия спортом
• Хороший отдых
• Знания о том, как заботится о своем здоровье
• Хорошие природные условия (чистый воздух, вода и т. п.)
• Возможность лечиться у хорошего врача
• Деньги, чтобы хорошо питаться, отдыхать, посещать спортивный зал
• Ежедневное выполнение правил здорового образа жизни (соблюдение режима дня, регулярное питание, занятия физкультурой и т. д.)
9. Что из перечисленного присутствует в твоем распорядке дня? Отметь цифрами: 1- ежедневно; 2- несколько раз в неделю; 3- очень редко или никогда
• Утренняя зарядка или пробежка
• Завтрак
• Обед
• Ужин
• Прогулка на свежем воздухе
• Сон не менее 8 часов
• Занятия спортом
• Душ, ванна
10. Какие мероприятия по охране и укреплению здоровья проводятся в твоем классе? какие из них ты считаешь интересными и полезными? Отметь цифрами: 1-проводятся интересно;2- проводятся неинтересно; 3- не проводятся
• Уроки, обучающие здоровью
• Лекции о том, как заботиться о здоровье
• Спортивные соревнования
• Викторины, конкурсы, игры на тему здоровья
• Праздники на тему здоровья
Ключ к анкете для 3-4 класса
Показатель А. Знание правил пользования средствами гигиены.
Вопрос 1. Представь, что ты приехал в летний лагерь….
Каждый из вариантов ответа получает баллы.
Мыло – 0; зубная щетка – 2; полотенце для рук – 0; мочалка – 2; зубная паста – 0; шампунь – 0; тапочки – 2; полотенце для тела – 2.
Подсчитывается общее количество баллов.
8-6 – достаточная осведомленность; 4 - недостаточная осведомленность; 2-0 – незнание требований к использованию средств гигиены.
Показатель В. Осведомленность о правилах организации режима питания.
Вопрос 2. На дверях столовой вывесили …
Вариант 1 - 4 балла. Вариант 2 - 0 баллов.
Показатель С. Осведомленность о правилах гигиены.
Вопрос 3. Оля, Вера, Таня …
Варианты ответов получают следующую балльную оценку:
«Зубы нужно чистить по вечерам….» – 0 баллов; «Зубы нужно чистить утром и вечером»- 4 балла; «Зубы нужно чистить по утрам» – 0 баллов.
Вопрос 4. Тебя назначили дежурным….
Варианты ответов получают следующую балльную оценку:
перед чтением книги – 0 баллов; перед посещением туалета – 2 балла; после посещения туалета – 2 балла; после того, как заправил постель – 0 баллов; перед едой – 2 балла; перед тем, как идешь гулять – 0 баллов; после игры в баскетбол – 2 балла; после того, как поиграл с кошкой или собакой – 2 балла.
Подсчитывается общее количество баллов.
Вопрос 5. Как часто ты посоветуешь своим друзьям принимать душ?
Варианты ответов получают следующую балльную оценку:
каждый день – 4; два-три раза в неделю – 2 балла; 1 раз в неделю - 0 баллов.
Подсчитывается общее количество баллов, набранных учащимся при ответе на вопросы 2, 3,4
22- 18 – высокий уровень осведомленности о правилах гигиены;
17- 12 – удовлетворительный уровень осведомленности о правилах гигиены;
меньше 12 – недостаточный уровень осведомленности о правилах гигиены.
Показатель С. Осведомленность о правилах оказания первой помощи.
Вопрос 6. Ты увидел, что твой товарищ….
Варианты ответа получают следующую балльную оценку:
положить палец в рот – 0; подставить палец под кран с холодной водой – 0 баллов; помазать ранку йодом и накрыть чистой салфеткой – 4 балла; помазать кожу вокруг ранки йодом и накрыть чистой салфеткой – 6 баллов.
Подсчитывается общее количество баллов, набранных учащимся:
36-30 – высокий уровень осведомленности о требованиях ЗОЖ;
29- 24 – достаточный уровень осведомленности о требованиях ЗОЖ;
23-18 – недостаточный уровень осведомленности о требованиях ЗОЖ;
меньше 18 – низкий уровень осведомленности о требованиях ЗОЖ.
Занимательные задания :
Запомни фигуры:
Условия игры: просмотрев все 6 фигур, ребята должны в течение 5 минут на своем листке бумаги восстановить по памяти увиденное.
Основное условие игры - все фигуры должны быть просты для запоминания и их количество не должно превышать 16.
Движение по памяти:
Двое играющих чертят сами для себя на полу или на земле одну зигзагообразную линию.
Один чертит два метра, другой продолжает эту линию тоже на два метра.
Они могут несколько минут изучать ее, чтобы хорошо запомнить, и после этого пройти по ней из, конца в конец спиной вперед. Один движется по линии, а другой громко считает, сколько раз тот с нее сошел, затем они меняются ролями.
Где стереть?
На классной доске или листке бумаги каждый ребенок должен нарисовать «рожицу». Затем, зажмурившись или закрыв глаза повязкой, стереть в той последовательности и только те, которые попросит ведущий, например: сначала левый глаз, затем подбородок, волосы.
Рука все помнит:
Ведущий раскладывает на столе 6-10 различных предметов, которые необходимо запомнить за 20-30 секунд. Он завязывает глаза одному из играющих, называет два предмета и предлагает ему поменять их местами, запомнив новое место их расположения. При этом надо безошибочно положить руки на те предметы, которые называет ведущий. При первой же ошибке водящий лишается права продолжать игру. Если же он справился с заданием правильно, ему предлагают поменять местами следующие два предмета и т. д. Победит тот» кто сумеет переложить большее количество предметов и т. д.
Успешность учебной и профессиональной деятельности прямо зависит от уровня развития у школьников таких важных качеств, как внимание, память, логическое и пространственное мышление.
Наблюдательность, умение быстро ориентироваться в незнакомом материале, быстро принимать решение – качества необходимые для современного человека
Для определения особенностей внимания
инструкция. В течении 3-4 секунд
смотрите на (рисунок1) перечислите
предметы которые вам запомнились
Отсутствие ошибок или 1 ошибка считается очень хорошим результатом.
Для определения устойчивости внимания.
инструкция. Вы видите перепутанные линии (рисунок 2)проследите каждую линию слева направо от цифры до буквы. Выполнять задание нужно только путем зрительного контроля не вести линии карандашом или пальцем
Ответы записывайте по порядку например 1-С, 2-Б и т. д.
Сопоставьте результаты с ответами, подсчитайте ошибки и сравните с
результатами таблицы:
Баллы 1 2 3 4 5 6
Количество
правильных
ответов 7 8-11 12-16 17-21 22-24 25
Проверь себя
Средь множества пытливых глаз
Попробуй заслужить признанье.
Ребенок - главный среди нас
Всегда он требует вниманья.