Маргарита Ельцова
Здоровьесберегающие технологии в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье сберегающие технологии - один из видов современных инновационных технологий. Они направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование технологий имеет двустороннюю направленность:
Научить детей самостоятельно заботиться о своем здоровье;
организовать образовательный процесс в детском саду без негативного влияния на здоровье детей.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в ДОО» размещена в разделах
Здоровье сберегающие технологии в ДОУ отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает такие задачи как:
закладывание фундамента отличного физического здоровья;
повышение уровня социального и психического здоровья воспитанников ДОУ;
проведение профилактической оздоровительной работы с воспитанниками;
ознакомление дошкольников с ведением здорового образа жизни;
мотивация воспитанников на здоровый образ жизни;
формирование навыков к здоровому образу жизни;
формирование потребности в регулярных занятиях физкультурой;
воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
Для полного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются разные виды современных здоровье сберегающих технологий :
проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т. д. ;
подвижные игры, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, прогулки и т. д.
мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры;
ознакомление воспитателей с инновационными здоровье сберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о психологических и физических особенностях детей;
формирование валеологических знаний и навыков.
Только реализуя все виды здоровье сберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье воспитанников.
Картотека здоровье сберегающих технологий
Есть много разновидностей современных здоровье сберегающих технологий. Они находятся в картотеке воспитателя ДОУ.
Физкультурные минутки
Одним из распространенных видов здоровье сберегающих технологий в ДОУ являются физкультминутки. Они так же называются динамичными паузами, тоесть кратковременные перерывы в образовательной деятельности, во время которых дети выполняют простые физические упражнения.
Цель физкультминуток:
смена вида деятельности;
предупреждение утомляемости;
снятие напряжения;
активизация кровообращения и мышления;
повышение интереса детей к ходу занятия;
создание положительного эмоционального фона.
Проведение физкультминуток имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства. Многие физкультминутки сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыкальное сопровождение.
Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению их привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается в зависимости от степени утомляемости детей. Динамическая пауза может включать отдельные элементы других здоровье сберегающих технологий.
Дыхательная гимнастика
Самым популярным видом здоровье сберегающих технологий в ДОУ является дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.
Дыхательная гимнастика помогает:
улучшать работу внутренних органов;
активизировать мозговое кровообращение и повысить насыщение организма кислородом;
тренировать дыхательный аппарата;
осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
повышать защитные механизмы организма;
восстанавливать душевное равновесие;
развивать речевое дыхание.
Проводить дыхательную гимнастику рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до еды. Такие занятия должны поводиться каждый день и длиться 3-6 минут. Для её выполнения не требуется особая форма одежды, но надо проследить, чтобы она не стесняла движения.
Особое внимание нужно уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос, а выдыхать через рот. Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Главное, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не двигались плечи и не напрягались мышцы.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика — вид здоровье сберегающих технологий. Применяется не только для развития мелкой моторики рук, но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Такая гимнастика способствует развитию:
осязательных ощущений;
координации движений рук и пальцев;
творческих способностей;
Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это практически первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе её проведения дети производят активные и пассивные движения пальцами. Для этой гимнастики используются такие виды упражнений:
массаж;
действия с какими либо предметами и материалами;
пальчиковые игры;
Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику каждый день. В ходе гимнастики надо следить, за тем чтобы нагрузка была одинаковой на обе руки. Также необходимо помнить о том, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен заканчиваться расслабляющими упражнениями. Эти занятия можно проводить коллективно или индивидуально с каждым ребенком.
Гимнастика для глаз
Также к здоровье сберегающим технологиям в ДОУ является гимнастика для глаз. Это система упражнений, направленная на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз нужна для того чтобы:
снимать напряжение;
предупреждать утомление;
тренировать глазные мышцы;
укреплять глазной аппарат;
Психологическая гимнастика
Психогимнастика относится к инновационным здоровье сберегающим технологиям. Она используются в ДОУ для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики:
психофизическая разрядка;
развитие психических процессов;
нормализация состояния у воспитанников с нервно-психическими расстройствами;
• коррекция отклонений в поведении;
Психологическая гимнастика это курс из 20 специальных занятий. Они проводятся в игровой форме, организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое такое занятие состоит из четырех этапов, на которых предполагается разыгрывание:
с использованием мимики и пантомимы;
на изображение эмоций;
с психотерапевтической направленностью.
Заканчивается такое занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минута шалости», где дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.
Ритмическая пластика
Ритмопластика - инновационный метод работы с детьми. Он основан на выполнении детьми под музыку пластичных движений, которые имеют оздоровительный характер. Цель ритмической пластики:
восполнить «двигательный дефицит»;
развить двигательную сферу детей;
укрепить мышечный корсет;
совершенствовать познавательные процессы;
формировать эстетические понятия;
Ритмопластика организовывается в форме специально подобранных музыкальных занятий. все физические упражнения нужно выполнять в медленном темпе с широкой амплитудой. Такие занятия нужно проводить два раза в неделю по 30 минут каждое. Заниматься ритмопластикой желательно не раньше, чем через полчаса после приема пищи.
Игротерапия
В ФГОС указывается, что у дошкольников главным видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровье сберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. такая технология подразумевает привлечение детей к участию в разных играх, в которых у них будет возможность:
Проявить фантазию, переживания, эмоции;
Проявить самовыражение;
снять психоэмоциональное напряжение;
избавиться от страхов;
стать уверенным в себе.
Игротерапия это отличное средство для борьбы с детскими неврозами.
Ароматерапия
Ароматерапия используется в комнате, в которой находятся дети, с использованием специальных предметов с эфирными маслами. Такую терапию можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье детей, потому как сами дети никаких действий не должны выполнять. Воспитанники могут заниматься любым видом деятельности и вместе с этим вдыхать ароматические пары. При этом происходит:
улучшение самочувствия и настроения;
профилактика простудных заболеваний;
решение проблем со сном;
Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева в минимальных колличествах. Рекомендуется изготовить с родителями специальные ароматические подушки. Наполнить их высушенными травами, или сделать индивидуальные аромамедальоны.
Кроме описанных здоровье сберегающих технологий в детском саду можно использовать другие их виды:
фитотерапию;
цветотерапию;
музыкотерапию;
витаминотерапию;
физиотерапию;
песочную терапию;
Суть всех этих технологий понятна из их названий. Целью использования здоровье сберегающих технологий в ДОУ по ФГОС является сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Это служит обязательным условием для повышения результатов учебно-воспитательного процесса. Знайте, что здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.