Процко Инна
Здоровьесберегающие образовательные технологии
Введение:
Сохранение и укрепление здоровья детей является одной из важнейших проблем современности.
Несмотря на пристальное внимание к вопросам оздоровления подрастающего поколения и существующие законы количество здоровых детей, по данным Научно – исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков научного центра здоровья детей Российской академии наук, снизилось в три раза.
Публикация «Здоровьесберегающие образовательные технологии» размещена в разделах
Здоровыми можно назвать лишь 10 процентов детей, а остальные 90 процентов имеют проблемы в физическом, психологическом, нервном развитии. Особую тревогу вызывает увеличение количества хронических заболеваний.
Экологические проблемы, стрессы, неполноценное питание, снижение двигательной активности, безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей стали причинами резкого снижения их здоровья.
Понятие «здоровье сберегающие технологии» появилось в педагогической лексике в последние несколько лет и объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей.
«Здоровье формирующие образовательные технологии», по определению Н. К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровье – понятие комплексное. Научить беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни – совместная задача родителей и педагогов, решаемая через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни.
Здоровье сберегающая технология, по мнению В. Д. Сонькина это:
- условия обучения воспитанника в учреждениях дополнительного образования (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями;
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
В дополнительном образовании используются три основных вида здоровье сберегающих технологий;
- санитарное – гигиенические (влажная уборка кабинета, проветривание, обеспечение оптимального освещения, соблюдение правил личной гигиены).
- психолого – педагогические (создание благоприятной психологической обстановки, на занятиях, создание ситуации успеха, соответствие содержания обучения возрастным особенностям детей, чередование видов деятельности).
- физкультурное - (оздоровительные (использование физкультминуток, динамических пауз, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз).
Поскольку основной “ячейкой” образовательного процесса является занятие, то и оценка его влияния на здоровье учащихся является наиболее важной частью общей оценки работы педагога. Поэтому при проведении занятия я стараюсь придерживаться правил здоровьесбережения.
На занятиях декоративной росписи рабочее место должно быть тщательно продумано. Что бы не уставала спина, обязательно нужен удобный стул со спинкой. Сидеть нужно так, чтобы спина опиралась на спинку и была ровной. Рабочее место должно быть хорошо освещено. Это снимает лишнюю нагрузку на глаза.
Одним из важнейших условий рациональной организации обучения, считаю обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на занятиях.
Удовлетворить двигательную потребность учащихся позволяют игровые перемены,
и танцевальные физминутки.
Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на занятиях, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.
Для профилактики простудных заболеваний в классе проводится фитотерапия и проветривание.
Для того, чтобы дети не уставали на занятиях, мною проводятся различные физминутки в стихотворной форме обязательно под музыку и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения (электронные физминутки для глаз, зрительная гимнастика по Базарному В. Ф.)
В качестве приёма здоровьесбережения применяю дифференцированный подход к обучению на занятиях. При этом каждый ребёнок получает от занятия только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищённость. Объём задания и степень его сложности соизмеряю с возможностями каждого учащегося. Опыт показывает, что если ребёнок не справился с заданием несколько раз, то у него пропадает интерес заниматься дальше. Поэтому предлагаю детям разно уровневые задания.
Так же важное значение имеют воспитательные мероприятия. Вместе с детьми и родителями,мы готовимся и проводим мероприятия. В которых дети с огромным желанием участвуют, раскрывая свои творческие возможности, что благоприятно влияет на психологическое состояние ребёнка.
Использую нестандартные занятия - путешествия, соревнования, конкурсы, экскурсии и другие. Применение игровых технологий на занятиях помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
Очень интересно проходят аутогенные тренировки (упражнение на расслабление мышц и зажимов).
- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Расслабьте лоб, брови, опустите веки. Расслабьте щёки, губы, мышцы шеи, плечи, кисти рук, ноги, пальцы ног. Ваши руки и ноги теплеют. Дыхание становится свободное, спокойное, ровное. (Включается запись пения птиц).
- Вы на лесной поляне, ярко светит солнышко. Весело щебечут птицы. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание. Я буду считать до «пяти». Когда я скажу «пять», вы откроете глаза.
Эффективность работы по здоровьесбережению невозможна без участия родителей. Родительское собрание – это основная форма работы с родителями, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности творческого объединения, воспитания учащихся в школе и дома. Собрания проводятся в виде игр, лекций и бесед. Темы собраний были следующие : “ Мы родители”, «Как сберечь здоровье ребёнка».
Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а педагогу эффективно проводить профилактику асоциального поведения, активнее приобщать родителей учащихся к работе по укреплению и сохранению здоровья детей. Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе. Педагогу, освоившему эти технологии, легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема дисциплины, открывается простор для его педагогического творчества.
Заключение.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле- здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Приложение:
1. Простейшие упражнения для глаз: они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Это следующие упражнения:
- Вертикальные движения глаз вверх – вниз;
- Горизонтальное движение вправо – влево;
- Вращение глазами по часовой стрелке и против;
- Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
Ищё упражнения для глаз:
1. Упражнение выполняется сидя.
Крепко закрыть глаза (3—5 сек., открыть, посмотреть вперед. Повторить 6—8раз.
2. Моргать быстро 1 мин.
Упражнения для кистей рук: они помогают ребенку расслабиться и отдохнуть.
* «Деревья» (Дети изображают деревья, подняв руки вверх. Сначала «поникли листочки» - опускают пальчики. Потом «веточки» - кисти, «ветви» - предплечья; «деревья уснули» - опускаются руки);
* «Моем ручки» (дети повторяют знакомые движения, совершаемые при мытье рук);
* «Волны» (Пальцы сцеплены в замок. Поочередно открывается и закрывается ладонь, дети имитируют движение волны);
Физкультминутки,которые можно использовать,на занятиях;
БУРАТИНО
Буратино подтянулся.
Руки поднять вверх, встать на носки.
Раз нагнулся, два нагнулся,
Наклониться вперед, руками достать пол.
Руки в стороны развел,
Выпрямиться, руки развести, ладони вверх.
Ключик вовсе не нашел.
Поворот головой влево, вправо — 2 раза.
Чтобы ключик тот достать, надо на носочки встать.
Стать на носки, руки поднять вверх.
БАБОЧКА
Спал цветок и вдруг проснулся,
И. п. — основная стойка. Больше спать не захотел.
1 — плавное движение руки вверх, смотреть на пальцы. Шевельнулся, потянулся,
2 — руки вниз.
Взвился вверх и полетел.
3 — приседание.
Солнце утром лишь проснется,
4 — и. п.
5 — маховые движения руками, кружение.
Бабочка кружит и вьется.
Эффективность применения данной здоровьесберегающей технологии; поддержание умственной и физической работоспособности детей на протяжении всего занятия и предупреждение переутомления, снятие напряжения с глаз, связанного с особым видом деятельности, что способствует сохранению хорошего зрения; снятие напряжения и расслабление мышц спины и шеи.
Таким образом, становится очевидным, что здоровьесберегающие технологии позволяют параллельно решать задачи охраны здоровья детей как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Задача педагога - обучить ребёнка сохранению своего здоровья.