Анна Мухамадеева
Здоровье ребенка как основа формирования успешной личности
Здоровье ребенка как основа формирования успешной личности. Статья опубликована в сборнике "Девятнадцатые Чередовские чтения". Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ом ГПУ 2021 год.
Воспитатель Н. М. Мухамадеева
Бюджетное общеобразовательное учреждение Колосовского муниципального района Омской области «Колосовская средняя школа»
Аннотация: Статья посвящена описанию подходов, используемых педагогами БОУ «Колосовская средняя школа» для обеспечения здоровья дошкольников, и положительного влияния правильных дозированных нагрузок на организм ребенка.
Публикация «Здоровье ребенка как основа формирования успешной личности» размещена в разделах
Ключевые слова: двигательная активность, здоровый образ жизни, успех, здоровьесберегающие технологии, оздоровительные процедуры, физические упражнения.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» нацелен на создание эффективной системы выявления, поддержки, развития способностей и талантов у детей дошкольного возраста. Но все мы знаем, что формирование гармонично-развитой и социально-успешной личности невозможно без физического здоровья и осознанного отношения к нему. Однако такой фактор успешности как физическое здоровье ребёнка, определяющее его устойчивость к предъявляемой нагрузке со стороны внешней среды, часто остается в тени. Образовательный процесс в дошкольном учреждении должен вести за собой оптимальное развитие, а ребёнок оставаться здоровым и жизнерадостным. Именно поэтому в нашем учреждении при наличии широкого спектра направлений учебно-воспитательной работы особый акцент делается на сохранении и укреплении здоровья воспитанников. Укрепление здоровья детей через рациональное использование здоровьесберегающих технологий и формирование привычки к здоровому образу жизни – одна из первостепеннейших задач, которые ставит перед собой наш детский сад. Наш девиз – «Растем здоровыми!».
Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка как основа формирования личности, способной к достижению успеха в любом направлении – главная цель нашего долгосрочного проекта «Здоровье – наше богатство», который реализуется в детском саду. В его основу положена известная фраза «Движение – это жизнь!», а направления включают многообразные формы деятельности с детьми, профилактическую работу с родителями, создание инфраструктуры для занятий, пропаганду здорового образа жизни, спортивные праздники и многое другое.
Акценту на движении подчинен весь режим дня в нашей дошкольной группе. Утро начинается с гимнастики в проветриваемом помещении, а с наступлением весеннего тепла и до первых морозных дней - на улице. Ее содержание и формы различны : с предметами, без предметов, на основе подвижных игр, ритмические движения, в игровой форме, со спортивным оборудованием, на тренажерах и др.
В ежедневном распорядке – прогулка, закаливание и другие оздоровительные процедуры, во время которых дети занимаются, босохождением, оздоровительным бегом, дыхательной гимнастикой, полосканием горла, принимают воздушные и солнечные ванны.
Физкультурные занятия всегда (за исключением сильных морозов) проводятся на свежем воздухе и обязательно включают дыхательные упражнения. Каждое физкультурное занятие заканчивается водными процедурами. Дети обтираются влажными полотенцами, обмывают под краном лицо, шею, руки и ноги прохладной водой.
Важным моментом любого занятия в детском саду является эмоциональная разрядка. На помощь здесь тоже приходят специальные оздоровительно-подвижные игры. Такая эмоциональная разрядка дает двойной эффект.
Наши воспитанники очень много двигаются: ходят, бегают, прыгают. Беря пример с педагога - постоянного участника Сибирского международного марафона - участвуют в легкоатлетических кроссах и лыжных эстафетах. Среди них уже выявились абсолютные бегуны, которые в своих возрастных категориях занимают призовые места на районных соревнованиях.
Средством привития у дошкольников любви к движению являются не только спортивные состязания, но и спортивные праздники. Например, «Веселые старты» и «Мама, папа, Я – спортивная семья» давно стали излюбленным досугом наших воспитанников и их родителей.
Когда анкетирование показало, что, несмотря на полную осведомленность и положительную мотивацию, значительная часть семей не находит время для укрепления здоровья своих детей, встала острая необходимость организации просветительской работы со взрослыми. Оформление различных тематических стендов и фотовыставок, специальной передвижной библиотеки, создание буклетов, индивидуальные беседы, родительские собрания и консультации стали неотъемлемой частью жизни нашего детского сада.
Вовлеченности родителей в общее дело поспособствовало их ознакомление со статистикой заболеваемости детей в группе. Анализируя «Экран заболеваемости», они сами пришли к соответствующим выводам. «Экран заболеваемости» помог выявить семьи, в которых дети практически не болеют. Родителям, в чьих семьях следят за здоровьем детей, было предложено поделиться опытом воспитания через фотостену с комментариями и принять участие в «кругом столе» в онлайн-режиме.
Показателем общей эффективности деятельности по реализации проекта «Здоровье – наше богатство» является тот факт, что к концу учебного года не посещаемость детского сада из-за болезни стала очень редким явлением. А непосредственное участие родителей в создании здоровьесберегающей инфраструктуры мы считаем результатом плодотворности пропагандистско-разъяснительной работы.
Благодаря помощи родителей на мини-стадионе детского сада была оборудована природная дорожка здоровья : галька, песок, спилы деревьев, сосновые шишки; установлены волейбольная сетка, кольцеброс, баскетбольное кольцо. В групповой комнате тоже появилось место для занятий спортом: «бомбочки» для метания, «текстовые» (иди, как «написано») дорожки, коврики для индивидуальных занятий, батут для прыжков. Тренажеры для стоп – плоские пуговицы, пришитые к материалу - сделаны руками мам.
Таким образом, комплексный деятельностный подход к укреплению здоровья детей, рациональное внедрение здоровьесберегающих технологий в ежедневный распорядок дошкольника и формирование привычки к здоровому образу жизни являются главными факторами развития здоровой личности ребенка, нацеленного на достижения успеха в любом виде деятельности
Список литературы:
1. Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении. Москва. Педагогический университет «Первое сентября», 2005 г.
2. Доскин В. А. Растем здоровыми : Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры /Л. Г. Голубева. Просвещение, 2004 г
3. Здоровье и физическое развитие детей: проблемы и пути оптимизации / И. В. Шикорьяк, Е. Н. Помогаева, О. М. Масленникова [и др. ]. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 2 (22). — С. 26-29. — URL : https://moluch.ru/th/4/archive/121/4000/ ( дата обращения: 15.04.2021).
4. СанПиН 2.4.1.1 660-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.