Меркульева Оксана Валерьевна
Формирование основ ЗОЖ в семье
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровая семья – здоровый ребенок.
Меркульева Оксана Валерьевна
МБДОУ г. Иркутск детский сад №74
Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым:
пусть он работает, действует, бегает, кричит,
пусть он находится в постоянном движении!
Жан-Жак Руссо
Всем известно, что движение – это жизнь! Движение – это огромная радость, которая появляется от удовлетворения естественной потребности ребенка в двигательной активности.
Публикация «Формирование основ ЗОЖ в семье» размещена в разделах
Известно, что здоровье ребенка закладывается еще в утробе матери, но основы физического здоровья, потребность к здоровому образу жизни формируются в дошкольном детстве, так как дошкольный период жизни – важнейший этап в формировании здоровья ребенка, обеспечивающий единство физического, духовного, психического и интеллектуального развития.
Вырастить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача дошкольного учреждения, так как именно здесь дети проводят большую часть дня. С этой целью предусмотрены занятия по физической культуре, которые следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Правильно организованное физическое воспитание в дошкольных учреждениях способствует формированию у детей хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма, позволят ему накопить силы, что обеспечит в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.
Успешное решение задач физического воспитания возможно лишь при осуществлении индивидуального подхода к воспитанникам во взаимосвязанной работе дошкольного учреждения и семьи [5: 13].
Организационными формами работы по физической культуре в детском саду являются: 1) учебная работа; 2) физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня; 3) активный отдых; 4) самостоятельная двигательная деятельность воспитанников; 5) работа с семьей.
В детском саду для результативной деятельности с детьми необходим тесный контакт с семьей. Родители проявили большую заинтересованность в том, что в режиме дня ежедневно предусматривается двигательная активность детей: три физкультурных занятия в неделю, одно из них на воздухе; утренняя гимнастика; гимнастика после сна; физминутки; самостоятельная двигательная деятельность; подвижные игры; пальчиковая гимнастика; много времени отводиться прогулкам, более четырех часов.
Но все же главную роль в сохранении здоровья детей, привитии здорового образа жизни играет семья.
Я заинтересовалась этой проблемой, и выяснилось, что одной из причин неудовлетворения двигательной деятельности детей является недостаточная физическая культура семей. В этом я убедилась, анкетируя родителей, индивидуально беседуя с ними. Результаты анкетирования показали, что родители очень мало уделяют места в режиме дня физической культуре (в выходные и праздничные дни) – мало отводилось времени для прогулок на свежем воздухе или его не было совсем, не водили детей на спортивные секции, редко отдыхали с детьми на природе, не занимались закаливанием.
На сегодняшний день в дошкольной организации созданы медико-социальные условия, позволяющие обеспечить достаточный уровень охраны и укрепления здоровья детей, их физическое и психическое благополучие. Дети приобщаются к физической культуре и здоровому образу жизни, у них формируются навыки безопасного поведения. С целью снижения заболеваемости также проводятся оздоровительные мероприятия по профилактике ОРЗ: фитотерапия, прием поливитаминов, щадящее закаливание, дыхательная гимнастика, полощем полость рта после приема пищи, умываемся лицо и руки прохладной водой, ходим по ребристым дорожкам для профилактики плоскостопия и т. д.
Так же, родителями нарушается режим в выходные и праздничные дни: большинство детей не имеют дневного сна. Сокращается и ночной сон в связи с просмотром телевизора и «работой» на компьютере, что создает предпосылки перенапряжения нервной системы ребенка, а хроническое недосыпание отрицательно влияет на его физическое и нервно – психическое развитие и здоровье.
Недозированные просмотры, а особенно компьютерные игры приводят к тому, что у детей наблюдается ранняя близорукость или дальнозоркость. Что же делать? Мы не можем отказаться от всех достижений технического прогресса, да и жизнь без них станет скучной и однообразной. А вот заботиться о глазках способен даже маленький ребенок. Для этого мама и папам надо знать причины плохого зрения, вовремя выявлять проблемы со зрением (поможет врач – офтальмолог) и делать специальную гимнастику для глаз. А причины могут быть следующими:
• снижение иммунитета – когда ребенок много и часто болеет;
• бесконтрольный просмотр телевизора и просиживание часами у компьютера;
• нарушение осанки.
В детском саду с целью охраны жизни и здоровья детей применяем в практике работы профилактические упражнения для глаз:
1. «Художник» - рисуем глазками круги, овалы, прямоугольники, цифры, буквы.
2. «Близко - далеко» - сосредоточить взгляд на близком предмете на 5 секунд. Потом перевести взгляд на дальний предмет на 5 секунд.
3. «НЛО» - закрыть ладошками плотно глаза и смотреть в темноту долго - долго, представить, что это ночное небо, где – то прячутся звездочки, летающие тарелки и даже инопланетяне. Их надо увидеть.
4. «Моргалки» - делается на спор – кто «больше» раз моргнет за 1 минуту.
5. «Повороты» - различные повороты глаз в разные стороны: влево, вправо, круговые вращения, скосить глаза на переносицу, на кончик носа.
Так вот, чтобы избежать вышесказанных проблем, детям нужно больше двигаться. Двигательная активность – один из основных факторов не только повышения резервных возможностей организма ребенка, но и профилактики заболеваемости и сохранения здоровья.
Нужно отметить и тот факт, что во многих семьях детская потребность в движении удовлетворяется далеко не полностью: ведь многие папы и мамы предпочитают активным формам досуга сидение либо перед телевизором, либо компьютером, реже с книгой. Поэтому своим детям мало приобретают игрушек для двигательной активности детей (велосипеды, самокаты, ролики и т. д.). Буквально по пальцам можно пересчитать тех, кто дома оборудовал своим детям физкультурный уголок. Полезные со всех точек зрения занятия (бег, плавание, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и просто подвижные игры) доступны в разное время года и самый простой способ для физического развития детей. Родители могут участвовать вместе с детьми в этих занятиях [2: 120].
Главное, что в результате родители, позаботившиеся о физическом воспитании детей дошкольного возраста, получат не только здорового ребенка. Такие дети обычно более организованны, сосредоточенны, им в будущем легче дается учеба. А так как спорт приучает к самодисциплине, то такие дети впоследствии вырастают целеустремленными и способными многого добиться в жизни [1: 116].
Обобщив ответы родителей, сделала вывод о том, что родителям нужна расширенная информация о физической культуре. В связи с этим подобрала необходимый материал из разных источников.
Работу по данному направлению буду продолжать и дальше, так как вижу заинтересованность детей и их родителей, положительный результат труда.
Очень хотелось бы, чтобы знания о здоровом образе жизни дети пронесли и воплотили в жизнь. И в этом им помогли их любящие родители, «заражая» детей своим примером. Ведь учиться быть здоровым и активным не поздно никогда.
Так будьте здоровы!
Литература
1. Волошина Л. Будущий воспитатель и культура здоровья // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 3. – 322 с.
2. Волошина Л. Н. Организация здоровьесберегающего пространства // Дошкольное воспитание. – 2004. – №1. – 216 с.
3. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка. – М. : АРКТИ, 1998. – 398 с.
4. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М. : Академия, 2001. – 368 с.
5. Шебеко В. Н. Физическое воспитание дошкольников. – М. : Академия, 2000. – 176 с.