ольга занозина
Застенчивый ребенок в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Застенчивый ребенок в ДОУ
Одной из проблем в современной системе воспитания и обучения дошкольников является готовность ребёнка к школе. Мы хотим видеть своих детей умными, сообразительными творчески мыслящими. Меду тем поступление в школу полностью перестраивает жизнь ребёнка, поэтому важно не забывать о психическом здоровье детей. Психически здоровый человек – это прежде всего человек творческий, жизнерадостный, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами. В школе ребёнок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения, с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Основываясь на результатах современных исследований, можно установить сильную зависимость между нарушением психического здоровья и учебной успешности детей. Особое внимание в нашей работе мы уделяем застенчивым детям. Дети имеющие такие проблемы, очень болезненно реагируют на какие- либо изменения в их жизни, испытывают страх перед чужими людьми и новой обстановкой. Застенчивых детей не видно в группах, они послушны и выполняют просьбу знакомого взрослого. Такие дети часто ведомы более активными сверстниками, подвержены их влиянию. Многие взрослые считают их хорошо воспитанными и послушными, в то время как внутренне ребёнок очень скован и испытывает дискомфорт в общении с незнакомыми людьми. Проблема в том что у таких детей страх нового, боязнь обратить на себя внимание блокируют развитие эмоций, и интеллектуальной сфер личности. Для них неразрешима даже самая простая житейская задача – подойти к другому, попросить игрушку, договориться о совместной игре. Каждое своё действие ребёнок проверяет через мнение других, его внимание в большей степени сосредотачивается на том, как его действия оценят взрослые. Свою работу в нашем дошкольном учреждении с такими детьми мы строим в следующих направлениях: - развитие позитивного самовосприятия; - повышение уверенности в себе и своих силах; - развитие доверия к другим; - отреагирование страхов; - снятие телесного напряжения; - развитие умения выражать свои эмоции; - развитие навыков коллективной работы; - развитие навыков самоконтроля; - развитие положительной школьной мотивации. Основная трудность в работе с застенчивыми детьми заключается в налаживании с ними контакта, развитии доверительных отношений, поэтому важно не спешить, нужно дать ребёнку время освоиться. Этому способствуют игры на установление доверительных отношений: «Быстрые ответы», «Мяч в кругу», «Веселая зарядка», «Колдун», «Расскажи стихи руками» и т. д. Эти игры снимают торможение, возникающее при неожиданных вопросах, развивает находчивость, смекалку. В них можно играть и дома и во время прогулки. Мы стараемся помочь ребёнку поднять самооценку в конкретных видах деятельности – на занятиях и свободное время. Застенчивый малыш боится отрицательной оценки, но это не значит, что оценка ему не нужна вовсе. Делая что-то вместе с ним, или давая ему какое-то задание, говорим,что уверены в его успехе, но готовы помочь, если что-то не получится. Если ребёнок слишком сосредоточен на оценке, и это тормозит его действия, пытаемся отвлечь его от оценочной стороны деятельности. Здесь помогают игровые приёмы и юмор, который должен быть направлен не на ребёнка, а на ситуацию в целом. Например, если малышу не удаётся собрать пирамидку или фигурку из конструктора, можно сделать их одушевлёнными и наделить вредным характером, который мешает крохе справиться с задачей. Хорошо поговорить с малышом от имени придуманного персонажа, разыграть смешную ситуацию. В своей работе с застенчивыми детьми большое внимание мы уделяем играм-фантазиям, в которых различные персонажи наделяются чертами самого ребёнка, а ситуации близки к тем, которые особенно волнуют его, вызывают тревогу или страх. Такие игры помогают ребёнку как бы со стороны посмотреть на свои трудности, понять, что они бывают и у других детей, приобрести опыт их разрешения. Игры на воображение могут иметь форму рассказа о девочке или мальчике, которые живут в таких же обстоятельствах, попадают в разные жизненные ситуации и находят выход из них. Часто дети стыдятся, а иногда и просто не умеют рассказывать о своих проблемах, а слушая или сочиняя рассказ о другом ребёнке, приписывая ему свои переживания, они становятся более открытыми для разговора о себе. Перед тем, как играть с малышом в такие придуманные истории, взрослым необходимо учесть несколько правил: 1. Обдумать какие ситуации являются для ребёнка более трудными. Настроиться на волну его чувств, переживаний, взглянуть на проблему глазами ребёнка. 2. Подумать над сюжетом рассказа. Какие мысли вы хотели бы донести до ребёнка, какие конкретные советы дать ему? 3. Начинать рассказ о вымышленных девочке или мальчике с описания деталей их жизни, сходных с жизнью ребёнка (например, мальчик живёт в таком же доме, у него есть такой же брат или сестра, такая же собака или птичка). Имя вымышленного героя не должно прямо совпадать с именем ребёнка, но может иметь некоторое сходство с ним по звучанию. Необходимо описать его переживания в конкретной ситуации и как можно подробнее. Например, если ребёнок часто стесняется присоединиться к игре сверстников, можно сочинить историю про мальчика, который боялся, что дети считают его глупым, некрасивым, неуклюжим и будут смеяться. Из-за этого малыш боялся смотреть в глаза ребятам, говорил очень тихо, не знал, как нужно попросить их принять его в игру. 4. По ходу рассказа необходимо обращаться к ребёнку за дополнениями, чтобы он стал участником обсуждаемой проблемы и ситуации. Задать ему вопросы, о том, что ещё подумал герой, как можно было бы ему помочь. 5. Затем ввести персонаж, который станет помощником ребёнка в разрешении внутреннего конфликта. Это может быть мама, папа, старший брат или сестра, добрый волшебник. Придумать диалог малыша с помощником, в котором они будут обсуждать разные способы поведения, а затем применять их в жизни. Учитывать детские комментарии к рассказу. Привлекать ребёнка к поиску решения. Стараться сделать его активным участником и соавтором истории. 6. Придуманная история должна иметь положительный результат. 7. После обсуждения поведения вымышленного персонажа, понаблюдать за поведением застенчивого ребёнка, в реальных ситуациях его жизни, проверить повлияла ли на него игра. Постараться сделать так, чтобы история имела продолжение в зависимости от поведения ребёнка. 8. Необходимо стараться сделать рассказ живым, остроумным, вводить в него больше диалогов различных персонажей, наполнять его сказочными элементами. Помимо придумывания рассказов мы организуем с детьми игры – драматизации, персонажами которых становятся знакомые герои сказок, животные. Поочерёдно проигрывая вместе со взрослыми роли страшного волка и боязливого зайчика, хитрой лисы и маленькой мышки, смелого мальчика и застенчивой девочки, ребёнок невольно найдёт в них отголоски собственной жизни, научится бороться со своими страхами и тревогами. Хорошо, если родители вместе с ребёнком изготовят маски для таких игр, с их помощью ему легче будет войти в роль, «спрятаться». Наряду с перечисленными приёмами работы с застенчивыми детьми мы также используем такие методы и приё мы как: - обучение способам расслабления; - постановка спектаклей; - рисование для выявления и отработки страхов; - использование элементов сказкотерапии, арттерапии, телесной терапии; - обучению диалоговому общению в сюжетно ролевых играх. Застенчивые дети чаще встречаются в семьях авторитарного стиля, стиля «Золушки», в семьях где единственный ребёнок с ограниченным кругом общения, в неполных семьях, поэтому можно считать, что основной причиной болезненной застенчивости детей дошкольного возраста является неадекватный стиль воспитания в семье. Поэтому особое внимание мы уделяем консультированию родителей. Объясняем особенности ребёнка, рассказываем о его потенциальных возможностях. Если причина нарушения кроется в дисгармонии семейных отношений, тактично разговариваем об этом с родителями. Наши рекомендации родителям застенчивого ребё нка включают следующие моменты: 1. Фон общения с ребёнком должен быть спокойным и доброжелательным. 2. Необходимо свести до минимума критику и негативные оценки поведения ребёнка, а в отношении его личности они вообще не допустимы. 3. Главный козырь взрослых – это тактичность и терпение. 4. Необходимо развивать у ребёнка инициативность и самостоятельность. 5. В быту необходимо стимулировать ребё нка к разностороннему общению: обратиться к кому-то с просьбой, отдать что-либо (деньги – продавцу, кондуктору и т. д.) На первых этапах присутствие знакомого взрослого обязательно. Взрослых просим проанализировать своё отношение к ребёнку. Безусловно, мама и папа любят его, но всегда ли они выражают это чувство? Часто ли говорят ему о своей любви? Может быть, ему не хватает родительской поддержки? Часто взрослые обращают внимание на своих детей лишь тогда, когда те делают что-то неправильно, достижения и хорошие поступки малышей порой остаются незамеченными. А застенчивые дети нуждаются в поддержке гораздо больше, чем их незастенчивые ровесники. И ценят они эту поддержку сильнее, потому что умеют глубоко чувствовать хорошее настроение и успокаиваются при его проявлениях. Без удовлетворения этих потребностей у ребё нка не формируется фундамент его развития: доверие к людям, позволяющее активно и безбоязненно входить в окружающий мир. Взрослые должны научиться быть внимательными к малышу не только если тот обращается за помощью, но и тогда, когда она, на первый взгляд ему не нужна. Главное, продемонстрировать ему, что его старания и успехи замечены и оценены положительно. Необходимо помнить о том, что застенчивые дети очень осторожны и побаиваются всего нового. Они в большей мере, чем их незастенчивые сверстники, привержены к соблюдению правил, боятся их нарушить. Поэтому родителям этих малышей стоит задуматься, не слишком ли часто они ограничивают свободу ребёнка, его непосредственность и любознательность. Может быть, иногда можно нарушить правила? Гибкое поведение поможет ребёнку избавиться от страха наказания, чрезмерной скованности. Если малыш будет рисовать не только карандашом и кисточкой. Но и пальцем, а то и всей ладошкой, это лишь пойдёт ему на пользу. Подобные упражнения хорошо снимают эмоциональное напряжение. Я советую родителям играть вместе с детьми, ведь именно в игре ребёнок может свободно выражать свои эмоции, желания, чувства. Снять внутреннее напряжение, почувствовать себя свободно им помогут специально организованные игры. Считается, что прятки, жмурки – это развлечения, в которых участвуют одни лишь дети, причём, они лишь якобы излишне возбуждают малышей. Это не верно. Подвижные игры да ещё и вместе со взрослыми, помогают детишкам выражать свои эмоции и активировать жизненную энергию, устанавливать более непосредственные отношения с окружающими. Игры – соревнования (кегли, мяч, стрельба из лука с присосками, преодоление препятствий, борьба и прочие забавы, которые сопровождаются громкими возгласами и смехом, также помогут застенчивому ребёнку почувствовать себя увереннее. Организуя такие игры, лучше создать для малыша ситуацию успешности (чтобы он не чувствовал себя проигравшим или отстающим, а потом похвалить его за смелость и ловкость, выразить радость того, что играли вместе. Эмоционально-непосредственное взаимодействие смягчает чрезмерную боязнь неудачи, порицания и запретов. Раскрепощению эмоциональной сферы, лучшему освоению языка эмоций хорошо способствуют игры- пантомимы, Такие как «Угадай эмоцию», «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем», «Фанты» и другие. Желательно чтобы в них участвовали несколько взрослых и детей. В таких играх создаётся эмоционально – положительная атмосфера, преодолеваются внутренние психологические барьеры, устанавливаются дружеские, непосредственные взаимоотношения между детьми и взрослыми. Возможно, застенчивый малыш вызывает у окружающих взрослых больше симпатии, чем не в меру бойкий и шаловливый. Но необходимо думать о будущем ребёнка. Ведь если застенчивость в детстве мешает ему нормально общаться и развиваться, какую службу сослужит такая черта при поступлении в школу, во взрослой жизни? Конечно, при желании и определённых волевых усилиях человек может сам справиться со своей застенчивостью, но сделать это будет гораздо труднее, чем в детстве, когда малыш вправе рассчитывать на помощь и поддержку родителей и педагогов. Только разносторонний комплексный подход, единая стратегия в общении с застенчивым ребёнком педагогов и родителей, позволяет нам снимать барьеры в общении, поднимать самооценку и снижать страх перед поступлением в школу.