Наталья Александровна
Медлительный ребенок и его особенности
▼ Скачать
Медлительный ребенок и его особенности.
Медлительность – это снижение скорости мыслительных, когнитивных и познавательных процессов относительно скорости большинства людей.
Низкая скорость обработки информации не имеет ничего общего с умственными способностями человека. Но она влияет на темп действия при выполнении заданий, и на то, как ребенок использует получаемую информацию.
Медлительность – распространенная проблема, встречающаяся у многих детей. Она снижает не только успеваемость в школе, но и негативно влияет на жизнь ребенка и его отношения с родителями, сверстниками.
Публикация «Медлительный ребенок и его особенности» размещена в разделах
Медлительные дети, попадая в школьный процесс ощущают сильный стресс. Их нервная система начинает давать сбои, что приводит к нервным расстройствам.
Причины детской медлительности.
Темперамент и генетика
Это врожденные наследственные причины медлительности. Замедленные нервные процессы оказывают непосредственное влияние на быстроту реакции, скорость выполнения действий, выносливость, эмоциональность.
Низкая мотивация
Скучное и неинтересное занятие вызывает у ребенка отторжение, он начинает медлить, откладывать все на потом.
Трудная задача или страх не справиться.
Сложное задание требует большого сосредоточения и приложения усилий, что конечно же снижает темп производительности. При легкой работе, но страхе не справиться ребенок склонен часто перепроверять свои решения несколько раз, что конечно же увеличивает время работы.
Особенности воспитания.
Это более серьезный и часто встречающийся фактор формирующий медлительность у ребенка. Если в семье присутствует авторитарный стиль воспитания, где любая активность ребенка ограничивается, то часто такие дети бояться совершить шаг, высказать свое желание, опасаясь родительского гнева. Формируется поведение остановки собственных проявлений.
Медицинские причины.
Стрессовые ситуации, депрессии, эмоциональная и физическая истощенность.
Нарушения в работе ЦНС.
Органические поражения мозга также формируют замедленный темп мышления (корректируется исключительно на ранних стадиях, после чего нарушения закрепляются и становятся необратимыми).
Психологические особенности медлительных детей.
Такие дети имеют слабо развитое произвольное внимание. Они не могут слишком долго заставлять себя удерживать внимание на одном объекте или теме.
У таких детей снижена концентрация, то есть, занимаясь чем-то одним, они могут одновременно думать на совершенно отвлеченные темы. Поэтому важно организовывать рабочий процесс так, чтобы было минимальное количество отвлекающих факторов.
Дети с такой особенностью испытывают сложности с обработкой и запоминанием больших объемов информации, поданной в единицу времени. Поэтому психологи рекомендуют разбивать во времени задачи и обучающие занятия, чтобы не снижать эффективность усвоения знаний.
У медлительных детей часто наблюдаются проблемы с самооценкой, что только усугубляет ситуацию. Для того, чтобы повысить эффективность учебного процесса важно отмечать каждое достижение ребенка и вселять ему уверенность в то, что у него все хорошо получается.
Основная проблема медлительных детей:
- Рассеянное внимание – одно из заметных проявлений проблемы.
- Сниженный темп выполнения учебных заданий.
- Сложности в освоении базовых учебных навыков – чтение, письмо, счет.
- Проблемы во взаимодействии со сверстниками, неспособность выходить самостоятельно из непредвиденных ситуаций.
- Низкий уровень инициативности.
- Низкая успеваемость из-за нарушений концентрации внимания.
Игры медлительного ребёнка.
Для повышения эффективности обучения самым подходящим терапевтическим форматом является игра. Этот же формат позволяет выявлять такую особенность у детей. Игры медлительного ребенка отличаются такими нюансами:
- предпочитаются игры манипуляционного характера, проще говоря, ребенок больше любит играть с предметами, чем с детьми;
- дети сложно адаптируются к резкой смене правил и негативно реагируют на необходимость импровизации;
- медлительные дети редко выступают инициаторами в игровом процессе;
- для них важно наличие четко определенных правил или сценария, все что не входит в эти рамки воспринимается негативно.
Для того, чтобы игра приносила пользу развитию ребенка и не доставляла дискомфорта, важно правильно организовать игровой процесс.
Особенности обучения медлительных детей.
Медлительные дети требуют специфического подхода в обучении. В первую очередь важно грамотное отношение со стороны родителей, но без правильного включения в этот процесс педагогического состава, обучение будет не эффективным.
Первоочередная задача педагогов - своевременно выявлять в детском коллективе детей, склонных к медлительности. Для этого используются специализированные тесты, разработанные психологами. Подбирать диагностические методы необходимо соответственно возрасту. Также важно личное наблюдение педагога за поведением детей в игровом и учебном процессе. Основная задача учителя в этом деле – вывести ребенка на общий темп и помочь ему.
Крайне важно понимать, что без специализированных условий ребенок не сможет не только выйти на достойный уровень успеваемости. У медлительных детей несоответствие общим требованиям может спровоцировать замкнутость, снижение самооценки и потерю мотивации к обучению. Поэтому, крайне важно найти индивидуальный подход, а также учесть особенности и потребности ребенка, разглядеть сильные и слабые стороны. Важно найти сферу интересов ребенка и подобрать работающие методики для стимуляции любопытства в учебном процессе, так как оно поможет улучшить концентрацию внимания.
Не менее важным правилом в обучении медлительных детей является отказ от фиксации внимания ребенка на его особенности. Чем реже ребенок будет слышать о своей медлительности, тем успешнее и быстрее он сможет преодолеть проблемы, связанные с этим.
Задачей родителей и педагогов является привитие ребенку навыков, которые помогут ему самостоятельно корректировать свое поведение и темп. Чем раньше будет начата коррекционная работа, тем быстрее и эффективнее ребенок научится управлять своим произвольным вниманием. Это поможет ему самостоятельно выйти на тот уровень темпа обучения, который актуален для других детей.
Рекомендации по обучению медлительных детей.
Чтобы вывести ребенка на общий темп обучения, необходимо найти правильный подход и встраивать педагогическую тактику с учетом его особенностей. Медлительный ребенок в школе будет испытывать трудности и иметь проблемы с успеваемостью, если учебный процесс не будет адаптирован под его трудности.
Важно в первую очередь адаптировать учебный процесс под возможности ребенка и его индивидуальные потребности. Для этого необходимо также создать особые условия, где дети с медлительностью смогут чувствовать себя комфортно. При возможности индивидуального обучения часто используется методика сдвоенных уроков.
Для очень медлительных детей важно проведение коррекционных мероприятий. Для этих целей привлекают специалистов - нейропсихологов. Проводятся занятия с упражнениями, игры, тренинги. Задача – ускорение темпа реакций, повышение гибкости нервных процессов.
Важно не просто проводить коррекцию, но также направлять ребенка к освоению навыков самостоятельного контроля над темпом. Важно развивать дисциплинарные привычки. Чем раньше ребенок осознает свою особенность и освоит навыки самоконтроля, тем успешнее будет обучающий процесс.
Основное правило обучения – весь образовательный процесс выстраивается под потребности и особенности ребенка, с постепенной коррекцией по факту достигнутых результатов. Ребенок с медлительностью не в состоянии подстроиться под общие требования. Поэтому если не учитывать его особенности, невозможно будет добиться высокой успеваемости.