Получи документы

Роль ранней профориентации в успешной социализации детей дошкольного возраста

Евгения Станиславна Скопенко
Роль ранней профориентации в успешной социализации детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Заседание родительских университетов

«Счастлив тот человек, который выбрал профессию по душе. Правильно подобранное ремесло – это огромная удача. Труд должен приносить человеку радость, в таком случае хорошие результаты не заставят себя ждать. Кем бы ни стал человек — строителем или учителем, программистом или художником, артистом или писателем,

работа должна доставлять ему радость!»

Публикация «Роль ранней профориентации в успешной социализации детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Уже сегодня среднестатистический человек на протяжении всей своей жизни вынужден менять профессию несколько раз. А завтра, по оценке специалистов, будет менять вдвое чаще — 6–8 раз. В таких условиях знакомить детей с разными специальностями нужно как можно раньше, причем не просто знакомить, а дать им попробовать себя на разных поприщах. Мы же пока в лучшем случае пару раз в старших классах водим их на экскурсии на предприятия. А потом удивляемся, что выпускники школы не в состоянии понять, какая сфера деятельности им интересна.

Понять, чем оборачивается выбор профессии людьми, ничего о ней толком не знающими, помогает простой пример:

— В 1990-е годы чуть ли не все дети поголовно хотели быть банкирами, — поделилась зампред Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. — Но когда мы устроили старшеклассникам реальную практику в банке, большинство из них завершили ее уже на второй день. А немногие оставшиеся — на третий. Оказалось, они не подозревали ни о сути работы банковских служащих, ни о связанных с ней ограничениях. А столкнувшись с ними на практике, моментально «разлюбили» неосмотрительно выбранную специальность.

Участникам того эксперимента, можно сказать, повезло: он уберег их от серьезной ошибки при выборе жизненного пути и всех последующих разочарований. Но рассчитывать на такое везение, как оказалось, могут не все даже сейчас. Недавний опрос ОНФ подтвердил: каждый третий российский школьник не знает, чем хотел бы заниматься после выпуска; тестирование в школе на определение профессиональных интересов прошел лишь каждый второй; заниматься любимым делом вне школы из-за нехватки времени не имеет возможности также каждый второй учащийся. Стало быть, добрая половина выпускников выбирают вуз вслепую.

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и ФГОС ДО. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.

Детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе.

Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей или педагогов, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Затем расширять круг.

В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, технике и т. д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника.

Поэтому вокруг ребенка необходимо создать определенную наглядную основу-среду, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.

Семья - это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части своей жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.

Самое главное для ребенка, как бы он не стремился к самостоятельности, - это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они не выбрали. Это ощущение придает им уверенность в своих силах и побуждает к достижениям не только учебным, но и профессиональным.

Главная наша задача - донести до детей идею о том, что правильный выбор профессии после школы определит всю их взрослую жизнь. Мы вместе с вами помогаем сделать осознанный выбор «правильной» профессии, советующим трё м критериям:

ХОЧУ (то, что нравится) – МОГУ (к чему есть склонности) – НАДО (что востребовано)

То есть «правильная профессия» - это та, что подходит человеку, соответствует его способностям, характеру и прочим физическим и психологическим кондициям, и при этом актуальная и востребованная на современном рынке труда.

Работу по профориентации надо начинать с детского сада! — заявил «МК» первый замминистра образования и науки РФ — Конечно, это не означает, что по ее итогам на каждого ребенка надо навесить ярлык с той или иной определенной профессией. Профориентация должна продолжаться всю жизнь, чтобы выявлять наклонности, проводить психодиагностику, изучать, тестировать, приглядываться. Но начинать надо именно в раннем детстве!

Публикации по теме:

Использование технологии «рефлексивный круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу познакомить Вас с технологией «Рефлексивный круг» это интересней-шая технология социализации.

Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста 2 слайд Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования,.

Конспект НОД по ранней профориентации «Когда я вырасту, я стану…»Конспект НОД по ранней профориентации «Когда я вырасту, я стану…» Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная, чтение художественных произведений.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Отчёт по организации ранней профориентации в средней группеОтчёт по организации ранней профориентации в средней группе Отчёт по организации ранней профориентации (ознакомление с миром профессий) в средней группе «Карамельки», за 2017-2018 учебный год..

Проект «Подвижная игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста» Введение Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об.

Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста» Попова Валентина Любите ли вы театр, как люблю его я? На этот риторический вопрос великого Станиславского вряд ли кто из педагогов даст.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Исследование факторов, препятствующих успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ Младший дошкольный возраст характеризуется интенсивным социальным развитием и формированием отношений со сверстниками. От того, легко или.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль ранней профориентации в успешной социализации детей дошкольного возраста
Опубликовано: 26 декабря 2019 в 11:54
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль ранней профориентации в успешной социализации детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Станиславна Скопенко (УИ 2132406) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД