Евгения Станиславна Скопенко
Роль ранней профориентации в успешной социализации детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Заседание родительских университетов
«Счастлив тот человек, который выбрал профессию по душе. Правильно подобранное ремесло – это огромная удача. Труд должен приносить человеку радость, в таком случае хорошие результаты не заставят себя ждать. Кем бы ни стал человек — строителем или учителем, программистом или художником, артистом или писателем,
работа должна доставлять ему радость!»
Публикация «Роль ранней профориентации в успешной социализации детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Уже сегодня среднестатистический человек на протяжении всей своей жизни вынужден менять профессию несколько раз. А завтра, по оценке специалистов, будет менять вдвое чаще — 6–8 раз. В таких условиях знакомить детей с разными специальностями нужно как можно раньше, причем не просто знакомить, а дать им попробовать себя на разных поприщах. Мы же пока в лучшем случае пару раз в старших классах водим их на экскурсии на предприятия. А потом удивляемся, что выпускники школы не в состоянии понять, какая сфера деятельности им интересна.
Понять, чем оборачивается выбор профессии людьми, ничего о ней толком не знающими, помогает простой пример:
— В 1990-е годы чуть ли не все дети поголовно хотели быть банкирами, — поделилась зампред Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. — Но когда мы устроили старшеклассникам реальную практику в банке, большинство из них завершили ее уже на второй день. А немногие оставшиеся — на третий. Оказалось, они не подозревали ни о сути работы банковских служащих, ни о связанных с ней ограничениях. А столкнувшись с ними на практике, моментально «разлюбили» неосмотрительно выбранную специальность.
Участникам того эксперимента, можно сказать, повезло: он уберег их от серьезной ошибки при выборе жизненного пути и всех последующих разочарований. Но рассчитывать на такое везение, как оказалось, могут не все даже сейчас. Недавний опрос ОНФ подтвердил: каждый третий российский школьник не знает, чем хотел бы заниматься после выпуска; тестирование в школе на определение профессиональных интересов прошел лишь каждый второй; заниматься любимым делом вне школы из-за нехватки времени не имеет возможности также каждый второй учащийся. Стало быть, добрая половина выпускников выбирают вуз вслепую.
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и ФГОС ДО. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
Детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе.
Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.
Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей или педагогов, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Затем расширять круг.
В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, технике и т. д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника.
Поэтому вокруг ребенка необходимо создать определенную наглядную основу-среду, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.
Семья - это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части своей жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.
Самое главное для ребенка, как бы он не стремился к самостоятельности, - это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они не выбрали. Это ощущение придает им уверенность в своих силах и побуждает к достижениям не только учебным, но и профессиональным.
Главная наша задача - донести до детей идею о том, что правильный выбор профессии после школы определит всю их взрослую жизнь. Мы вместе с вами помогаем сделать осознанный выбор «правильной» профессии, советующим трё м критериям:
ХОЧУ (то, что нравится) – МОГУ (к чему есть склонности) – НАДО (что востребовано)
То есть «правильная профессия» - это та, что подходит человеку, соответствует его способностям, характеру и прочим физическим и психологическим кондициям, и при этом актуальная и востребованная на современном рынке труда.
Работу по профориентации надо начинать с детского сада! — заявил «МК» первый замминистра образования и науки РФ — Конечно, это не означает, что по ее итогам на каждого ребенка надо навесить ярлык с той или иной определенной профессией. Профориентация должна продолжаться всю жизнь, чтобы выявлять наклонности, проводить психодиагностику, изучать, тестировать, приглядываться. Но начинать надо именно в раннем детстве!