Елена Романова
Заседание методического объединения воспитателей по теме «Развитие конструктивных навыков детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Заседание методического объединения воспитателей. Тема «Развитие конструктивных навыков детей дошкольного возраста».
Коллеги, наше сегодняшнее заседание посвящено теме «Развитие конструктивных навыков». Мы с вами станем участниками деловой игры, которая поможет нам систематизировать знания по данной теме. А эпиграфом к ней будет вот что:
Всем на свете людям
Дом, конечно, нужен.
Публикация «Заседание методического объединения воспитателей по теме „Развитие конструктивных навыков детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Раз – кирпичик, два – кирпичик,
Будет дом с надежной крышей.
Вот кирпичик, вот пластинка,
Будет дом наш, как картинка.
Будем вместе мы решать,
Как наших деток обучать!
Итак, возводим ФУНДАМЕНТ нашего здания.
1. Дайте определение понятия «конструирование».
Термин «конструирование» означает приведение в определенное взаиморасположение различных предметов, частей, элементов.
2. Что мы понимаем под выражением «детское конструирование».
Это создание разнообразных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно наиболее сходно с изодеятельностью и игрой. Постройки и поделки детей служат для практического применения.
3. На какие стороны развития ребенка влияет конструктивная деятельность?
Во – первых, это мощное средство умственного развития. Ребенок моделирует отношения между структурными, функциональными и пространственными характеристиками конструируемого объекта, с его видимыми и скрытыми свойствами. Развивается планирующая мыслительная деятельность. Развиваются дизайнерские способности.
Во – вторых, развиваются конструктивно – технические умения: сооружение отдельных предметов (мосты, здания и т. п., создание из бумаги, картона, бросового, природного материала различных поделок.
В-третьих, развиваются обобщенные умения: целенаправленное рассматривание объекта, сравнение предметов, деление на части. Умение видеть общее и частное, находить основные части, от которых зависит расположение других частей. Способствует развитию умения делать умозаключения, обобщения.
В-четвертых, развивает познавательные способности: усвоение различных свойств, понятий, пространственных отношений (дети активно используют в речи термины: брусок, пирамида, куб и т. д., надрезать, соединить, наложить и т. д., а так же упражняются в употреблении понятий «высокий – низкий, длиннее – короче и др. и в определении направления (слева, справа, над под и т. д.).
В-пятых, конструктивная деятельность – средство нравственного воспитания: трудолюбие, самостоятельность, инициативность, желание достичь цели, организованность, коллективизм, уважение к мнению товарищей.
В-шестых, развивает эстетические чувства. Знакомя детей с различными зданиями, архитектурными памятниками, развиваем художественный вкус, умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность сооружения не только в его практическом применении, но и в его оформлении.
В-седьмых, способствует экологическому воспитанию.
Но все эти значения конструктивная деятельность приобретает лишь при систематическом обучении, использовании разнообразных методов и приемов.
Пришла пора возводить СТЕНЫ нашего здания. А помогут нам ответы на вопросы.
1. К какому виду деятельности относится конструирование?
Ответ: а) конструктивно – модельная деятельность (для конструирования из строительного материала, конструкторов, частично из бумаги и картона и природного материала).
б) к художественному труду в разделе «Изобразительная деятельность» (при работе с бумагой, картоном, тканью, природным материалом).
2. К какой образовательной области относится конструктивная деятельность?
Ответ: «Художественно – эстетическое развитие».
3. С какими образовательными областями интегрируется?
Ответ: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
А теперь поиграем в игру «Верю – не верю», которая позволит нам выявить наши с вами знания задач развития конструктивной деятельности в каждой возрастной группе.
Играем с … (воспитатель младшей группы). Верите ли Вы, что в возрасте 3 -4 лет ребенок способен к простейшему анализу образца и постройки? (Да).
В этом возрасте ребенок способен изменять постройку по условию, да еще и разными способами? (Да).
Во 2-ой младшей группе дети объединяют постройки по сюжету? (Да).
Во 2-ой младшей группе есть конструирование из природного материала? (Да. Из песка и снега.).
Играем с … (воспитатель средней возрастной группы).
Правда ли, что со средней группы детей учат выделять части у наблюдаемого объекта, называть их форму и расположение относительно большей части?
Должны ли дети средней группы знать названия строительных деталей?
Верите ли вы, что при конструировании из бумаги в средней группе учат сгибать лист только пополам поперек? (Нет, еще вводится деление листа по диагонали).
Согласны ли вы, что со средней группы вводится изготовление поделок из шишек, коры, каштанов и т. д. ?
Допустимо ли использование катушек, коробок в конструировании в средней группе?
Играем с … (воспитатель старшей группы).
Верите ли вы, что дети старшей группы должны уметь самостоятельно провести анализ образца воспитателя? (Нет).
Верите ли вы, что ребенок старшей группы может сам составить план создания постройки, поделки? (Да).
Согласны ли вы с тем, что дети старшей группы могут строить по рисунку? (Да).
Коллективное строительство по замыслу относится относится к старшей или подготовительной группе? (К старшей).
Играем с … (воспитатель подготовительной группы).
Знакомство с архитектурными памятниками в подготовительной группе начинается или продолжается? (Начинается).
Дети этого возраста умеют сами распределять обязанности в коллективном конструировании? (Да).
Дети подготовительной группы умеют создавать постройки по инструкции воспитателя? (Да).
Пора и нам объединиться в подгруппы, как и нашим детям. Возьмите кружок и найдите свою строительную бригаду по его цвету. Перед допуском к работе проводится экзамен по технике безопасности. Каждая бригада возьмет билет и обсудит ответ на него. Как только будете готовы, сообщите.
Билет №1. Назовите детали «строителя».
Билет №2. Что можно отнести к плоскостному конструированию? (Танграм, Колумбово яйцо, кубики Никитина, квадраты Никитина, пазлы, игры Воскобовича, соты Кайе, и т. д.).
Билет №3. Как развивать творческие способности детей в конструкторской деятельности? (Предлагать различные материалы, конструкторы, поощрять конструирование по собственному замыслу, создание построек и атрибутов для игры и т. д.).
Билет №4. Назовите виды конструирования. (Техническое – из строительных материалов, конструкторов, имеющих различное крепление, крупногабаритных модулей и художественное – бумага, картон, природный и бросовый материал).
Билет № 5. Что такое модульное конструирование?
СТЕНЫ возвели. Чего не хватает? (Крыши)
Нам не страшен дождь и гром!
Будет крыша в доме том!
Завершающим этапом в нашем «строительстве» будет самоанализ знаний по развитию у детей конструктивной деятельности.
Что вызвало затруднения?
а) определение понятия
б) определение влияния конструктивной деятельности на различные стороны развития детей
в) определение связи с другими сторонами детской деятельности
г) определение места конструктивной деятельности в Программе «От рождения до школы»
д) определение задач по конструктивной деятельности для своей возрастной группы
е) другое (что именно)
Декоративным оформлением нашего дома мы займемся на последующих заседаниях. А из чего сложится декор, запишите:
1) Проанализировать состояние РППС для обеспечения развития конструкторских умений и навыков детей своей возрастной группы. Изменить, дополнить в соответствии с требованиями Программы.
2) Проанализировать свою деятельность, как педагога, в этом направлении в соответствии с принципами обучения и воспитания детей.
3) Какая тема по данному вопросу вас интересует? Обдумать и устно или письменно дать ответ руководителю МО.
Материалы:
Набор кирпичиков и призма для строительства дома.
Билеты с вопросами.
Набор различных строительных деталей в коробке.
Бумажный плоскостной модуль.
Презентация из заголовков (для вывода их на экран).
Предварительная работа:
Самостоятельная теоретическая подготовка воспитателей по теме «Развитие конструктивных навыков детей дошкольного возраста».