Ольга Телешова
Заседание клуба «Успешные родители» по теме: «Искусство воспитывать детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады Вас приветствовать на нашем заседании клуба и начнем мы нашу встречу с разминки
Упражнение «По секрету»
Все участники встают лицом в круг. Первый участник начинает: «Скажу по секрету: вчера я пришла в детский сад за ребёнком, ко мне вышла воспитательница в таком платье…» и должен добавить какой-то элемент в костюме воспитателя - «на плече был вот такой бант!» (и обязательно показать). Последующие родители (по кругу) начинают с этой же фразы, повторяя все «элементы костюма» придуманные соседом, добавляя каждый свой придуманный элемент в костюме воспитателя.
Публикация «Заседание клуба „Успешные родители“ по теме: „Искусство воспитывать детей“» размещена в разделах
Тема нашей встречи «Искусство воспитывать детей»
Воспитание - очень сложное и ответственное дело. Для получения хороших результатов недостаточно одной любви к детям. Ребенка надо уметь воспитывать, а для этого нужны специальные знания. Начало правильного воспитания нельзя откладывать на более поздний срок, оно должно начинаться с первых дней рождения ребёнка.
Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети - гласит украинская народная мудрость. Старость неотвратима, смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечься, как и от беды.
Вы, конечно, хотите иметь хороших детей: умных, добрых, вежливых, отзывчивых, трудолюбивых. Давайте, объединим наши усилия в воспитании подрастающего поколения и поговорим с вами о том, как правильно общаться с детьми в семье, чему их нужно научить в первую очередь, узнаем, умеете ли вы использовать правильно методы поощрения и наказания. Чтобы научиться правильно общаться со своим ребёнком, вы должны запомнить несколько принципов построения общения.
•
Уметь выслушать своих детей- основной и наиболее важный принцип общения.
•
Принять ребенка таким, какой он есть, со всеми его индивидуальными особенностями, плюсами и минусами.
•
Не переходить с оценки конкретных действий на оценку личности ребенка.
•
Общение должно иметь положительный эмоциональный фон. Нужно замечать успехи ребенка, радоваться им. А также ребёнок должен чувствовать, что вы его любите. Но не «сюсюкайте» с ребёнком:«сюсюканье» делает ребёнка капризным, «манипулятором».
•
Ребенок не должен чувствовать отчуждения родителей: дети, лишенные любви родителей, становятся тревожными, неуверенными в себе.
•
Разговаривать в семье взрослые между собой должны культурно, спокойно, поскольку дети, как правило, всегда говорят и выражаются так, как их родители.
•
Не забываете, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру, именно в игре вы можете передать те навыки и знания, понятия о жизненных ценностях и просто лучше понять друг друга, сблизится.
•
Принцип единства требований в семье:
Итак, вы ознакомились с принципами, запомнив, которые, вы научитесь правильно общаться со своим ребёнком.
Упражнение «Острое блюдо»
Родителям предлагается закончить предложение
«Общение с ребенком - это…»
«Родители через диалог с ребенком дают ему почувствовать…»
«Моя любовь к ребёнку заключается…»
«Когда моему ребёнку посторонние люди делают замечания…
«Если я вижу, что моего 4-х летнего сына «лупит» сверстник…
«Когда ребёнок выводит меня из себя, я -…»
«Когда мой ребёнок плохо ведёт себя за столом…»
«Разговор с ребенком о его плохом поступке я начинаю…»
«Я очень быстро прощаю своего ребёнка, потому что…»
«Если ребенок провинился…»
«Муж несправедливо наказал ребёнка, я -…»
«У нас в семье «наказание-поощрение» -…»
Воспитание ребёнка -сложный педагогический процесс и он не возможен без наказаний и поощрений.
Какие методы наказания детей вы используете? (Ответы родителей)
Следует помнить, что не допускаются телесные наказания, игнорирование ребёнка на долгий срок, лишение любви и ласки. Осуждается и наказывается действие, нежелательный поступок, а не личность ребёнка.
Наказание - это вовсе не действие взрослого, а то, что происходит в душе наказываемого ребёнка, то, что он испытывает при этом. Наказание имеет тройное значение: ребёнок должен понять, осознать свой поступок, исправиться и больше так не поступать.
Если наказание лишь останавливает дурные действия, то поощрение ориентирует на - хорошие и закрепляет их.
Какие виды поощрения детей вы используете в своей семье?
(Ответы родителей)
В дошкольном возрасте у детей ещё недостаточно развита произвольность поведения. Они отличаются импульсивностью, неусидчивостью. При правильном воспитательном воздействии с возрастом эти недостатки корректируются.
Психологическая игра «Рассерженные шарики».
Я вас научу посредством этой игры формировать способы отреагирования гнева, обучу приёмам саморегуляции эмоциональных состояний, а вы обучите этому своих детей.
Родители встают в круг (они дети). Психолог - это мама, она предлагает детям научиться злиться, никого при этом не обижая. Для этого каждому ребёнку предлагается надуть воздушный шарик и удерживать его в руках, чтобы он не сдувался.
«Представьте себе, что шарик -это ваше тело, а воздух внутри шарика - это ваша злость. Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук? (Он улетит). Попробуйте отпустить его и проследить за ним.
Вы видите, что шарики мечутся по комнате, они стали совершенно неуправляемыми. Так бывает и человеком, когда он злится, может совершать поступки, не контролируя себя.
Надуйте теперь другой шарик и попробуйте выпускать из него воздух маленькими порциями».
Что теперь происходит с шариком? (Он понемногу сдувается).
А что происходит с гневом внутри шарика? (Он потихоньку выходит из него).
Сравните, опять же шарик, с нашим телом: «Правильно, этим гневом можно управлять».
Упражнение «Сложные ситуации».
Проанализируйте ситуацию, и расскажите, как бы вы поступили на месте родителей.
Ситуация 1.
Гена очень не хочет ложиться спать раньше всех. С мамой говорить бесполезно: она на страже режима. Папа тоже за порядок, но в отдельных случаях он допускает отклонения: особенно в те дни, когда по телевизору показывают футбол. Папа -страстный болельщик, и сын знает, что он посочувствует тому, кто хочет разделить с ним компанию. И сын-хитрец пользуется этим.
Сын смотрим отцу в глаза и вкрадчиво говорит:
- Пап, разрешишь вместе с тобой посмотреть? (Пауза)
- Ну, папулечка -а-а, - тянет сын - можно?
Мальчик знает, что папа ещё помолчит немного, а потом скажет снисходительным тоном:
-Так и быть, разрешаю в виде исключения!
Гена знает, что такие исключения вполне узаконены. Вот и сегодня всё повторяется в точности, как было до сих пор: папа молчит, затем говорит:
-Так и быть, разрешаю в виде исключения!
Сын остаётся смотреть телевизор. Он знает, что на следующей недели, когда будут передавать футбол, всё будет как сегодня. Зато во всём другом папа строг, и если он сказал «нет», то просить бесполезно.
Вопросы для родителей:
Чем можно объяснить, что некоторые дети ведут себя по-разному с каждым из членов семьи? От кого это зависит – от ребёнка или от взрослых? (Родители комментируют).
Одним из важных условий воспитания является согласованность требований взрослых членов семьи. Недопустимо, чтобы один из взрослых в глазах ребёнка выглядел, как строгий воспитатель, а другой - как добрый заступник. Дети тонко улавливают, как вести себя с каждым из вас. Запомните,с трудом добивается послушания тот, кто больше уступает ребёнку
.
Ситуация 2.
Вероника (6 лет) с интересом лепит, занимается даже тогда, когда мама требует оставить работу и «немедленно собираться гулять». Но девочка просит подождать ещё чуть-чуть, а потом «ещё минуточку. Ей непременно хочется закончить начатое дело.
Возмущённая неповиновением, мать отбирает пластилин, «шлёпает» дочь и заставляет её одеваться.
- До чего же упряма! -сердится мама, насильно надевая на девочку пальто и шапку.
Вопросы для родителей:
Упрямство ли это? Правильно ли поступила мама Вероники? Как маме следовало реагировать на поведение девочки? (Родители комментируют).
Настойчивость нередко принимают за упрямство. И то и другое сходно по своему выражению в поведении ребёнка. Но их путать нельзя, ибо упрямство – отрицательное проявление поведения ребёнка. Стремление достичь задуманной цели – хорошая черта, и родители должны стараться укреплять её, а не разрушать. Лучше поступиться минутой времени и дать возможность ребёнку завершить начатое, чтобы не гасить в нём целеустремлённые действия.
Упражнение «Ёлочка пожеланий»
(родители вешают шарики на ёлочку, в которых – отзывы о мероприятии).
Нам, педагогам детского сада, хочется узнать: оправдались ли ожидания участников, что было значимым для каждого из них, нашли ли ответы на свои вопросы, какие выводы для себя вы сделали.
Используемая литература:
*Гиппенрейтер Ю. Б. «Общаться с ребенком. Как?», М., 2001.
*Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. «Детский сад и семья», М., 2007.
*Евдокимова Е. С. «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника», М., 2005.
*Зверева О. Л., Кротова Т. В. «Общение педагога с родителями в ДОУ», М., 2006.
*Корчак Я. «Как любить ребенка» М., 1990.
*Овчарова Р. В. «Психологическое сопровождение родительства», М., 2003.
*Хямяляйнен Ю. «Семья глазами ребенка», М., 1989.
*Эйдемиллер Э. Г. «Семейный диагноз и семейная психотерапия», СПб, 2005.
*Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», №11, 2010 год
*Ле Шан Э. «Когда ваш ребенок сводит вас с ума» - М. : Педагогика. – 1990.
*Корчак Я. «Как любить ребенка» - М. : Политиздат. - 1990.
*Дон Лайтер «Воспитание ребенка. 50 эффективных способов научить вашего ребенка правильно себя вести».
*Р. Тэффель и Р. Израэлофф "Родители ссорятся: что делать