Надежда Крючкова
Защита проекта «От зернышка до каравая» в старшей группе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В мире существуют понятия, которые для людей никогда не теряют своей ценности, речь пойдет о хлебе. Человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни праздничные застолья. Хлеб – это символ благополучия и достатка!
В старину к хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку.
Публикация «Защита проекта „От зернышка до каравая“ в старшей группе ДОУ» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Актуальность
Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.
Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него?
Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).
Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу
Назначение проекта
Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями взрослых хлеб появляется у нас на столе; проект призван воспитывать бережное отношение к хлебу и труду хлебороба.
Цель: формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста, воспитание бережного отношения к хлебу, к труду людей, которые его выращивают.
Задачи:
Образовательные:
• изучить историю возникновения хлеба;
• познакомить детей со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;
• расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека, и его изготовлении.
Развивающие:
• развивать познавательно – исследовательскую деятельность;
• развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;
• воспитывать желание делиться полученными знаниями.
Участники проекта : воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Вид проекта : познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта : краткосрочный (2 недели).
Ресурсное обеспечение: оборудование мультимедиа, музыкальный центр, аудио- и видеотека; книги со сказками, книжки - панорамы, раскраски; дидактические игры; пазлы по теме; художественные альбомы и иллюстрации по теме.
Предварительная работа:
• Сбор информации: о злаковых растениях, о сельскохозяйственной технике
о хлеборобах, о народных традициях.
• Подбор демонстрационного материала: картинки, иллюстрации, видео-материал, злаковые растения, крупы, мука из разных злаков, предметы быта.
• Подбор художественно-литературного материала: пословицы, поговорки, чистоговорки рассказы, сказки, притчи, стихи. ,
Ожидаемые результаты:
• формирование у детей представления о ценности хлеба;
• получение знаний детьми о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
• воспитание интереса к профессиям пекаря, кондитера, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
• воспитание бережного отношения к хлебу и хлебобулочным изделиям.
Методы исследования:
• сбор информации;
• беседы;
• наблюдения;
• опытно – экспериментальная деятельность;
• анализ.
Технологии
Информационно –коммуникативные технологии
Музейная педагогика
Технология 3-х вопросов:
Опрос детей.
Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Поиск ответов.
Где мы можем это узнать?
Хлеб бывает белым и черным Почему хлеб ценный? Спросить у взрослых (родителей, бабушек, дедушек и т. д.)
Хлеб бывает черствым и свежим Откуда берется мука в магазин Просмотреть телепередачу
по теме
Хлеб пекут из муки
Почему тесто поднимается? Просмотреть видеоролик
Продают в магазине Почему мука разная? Попросить почитать энциклопедии.
Зерном кормят птиц Может ли человек обойтись без хлеба? Экскурсия в музей хлеба, в пищеблок, хлебозавод.
Взаимодействие с родителями:
• Предложить детям вместе с родителями выучить стихи, приметы, пословицы и поговорки о хлебе.
• Совместно с семьями составить кулинарную книгу «Старинные рецепты наших бабушек».
• Выпуск стенгазеты «Хлеб - наше богатство!».
Интеграция областей
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Социально-коммуникативное развитие;
• Художественно-эстетическое развитие.
• Физическое развитие
Продукт проектной деятельности
Презентация, хлебобулочные изделия, изготовленные из соленого теста, рисунки по теме, лепбук.
Ход проекта:
1. Подготовительный этап (разработка проекта)
-определение проблемы, постановка цели и задач;
- составление перспективного плана мероприятий;
- определение методов работы;
- подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;
- подбор материалов для изобразительной и продуктивной деятельности детей;
- подбор материалов, атрибутов для театрализованной и игровой деятельности;
совместная деятельность:
- введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту;
- формирование устойчивого интереса к тематике проекта;
- определение круга актуальных и посильных задач.
2. Исследовательский этап (выполнение проекта)
- формирование знаний, умений, навыков, в частности в решении проблем с помощью взрослого и самостоятельно.
Направление программы: Формы и методы работы
Социально-коммуникативное развитие
1. Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Булочная»
2. Рассматривание иллюстраций о сельско-хозяйственной технике
3. НОД «Хлеб-всему голова»
Познавательное развитие
1. Дидактическая игра «Что сначала -что потом»
2. Рассматривание буклета «Хлеб»
3. Беседа «Как хлеб на стол пришел?»
4. Опытно-экспериментальная деятельность «Превращение зерна в муку», «Замешивание теста».
5. Исследовательская деятельность: экскурсии на пищеблок ДОУ, хлебозавод. в мини-музей ДОУ «Колосок».
Речевое развитие
1. Чтение произведений художественной литературы: молдавская сказка «Косари»,
В. Пальчинскайте «Хлеб», белорусская сказка «Легкий хлеб», норвежская сказка «Пирог», русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный», пословицы, поговорки, загадки о хлебе
2. Просмотр мультфильма по мотивам украинской сказки «Колосок»
3. Словесная игра «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»
4. Словесная игра «Назови профессию»
5. Проговаривание скороговорок о хлебе
Художественно-эстетическое развитие
1. НОД «Будет хлеб- будет и праздник»
2. Составление узоров и рисунков из круп
3. Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий
4. Рассматривание репродукций художников: И. Машков «Снедь московская. Хлеба», М. Кончаловский «Хлебы»
Физическое развитие
1. Пальчиковая игра «Бублик», «Каша»
2. Развитие общей моторики. Игра «Булочка»
Работа с родителями
1. Экскурсия в хлебный отдел магазина.
2. Заучивание поговорок, пословиц о хлебе.
3. Заключительный этап: Изготовление кулинарной книги «Рецепты наших бабушек»
Заключение.
В процессе работы над данным проектом дети узнали, что хлебявляется ежедневным продуктом, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Постарались привить уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. Дети приобретали различные знания, уточняли и углубляли представления о хлебе. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивались познавательная активность, самостоятельность, творчество. Все это способствует не только познанию природы, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживанию всему живому, интерес к окружающему миру, природным явлениям, понимания уникальности живого, практические умения гуманного с ними обращения.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающего социума (экскурсии, игры, практически полезные дела).
Выводы.
Данный проект способствовал систематизации знаний детей по теме «Хлеб- всему голова», привлечению родителей к образовательному процессу.
Мы считаем, что наш проект удался, оправдал наши ожидания, вызвал бурю положительных эмоций у детей, родителей, и дал большой толчок в познавательном и творческом развитии детей.
У детей повысился уровень знаний по данной теме. Дети получили новые знания о производстве хлеба и хлебобулочных изделий, о людях разных профессий связанных с выращиванием и выпечкой хлеба, что труд их нужен, но очень труден. Полученные знания окажут большое влияние на формирование у детей навыков толерантного отношения к людям разных профессий.